English version

Здесь будет город-сад

Жилой район «Олимпийский» в пригороде Краснодара – первый проект комплексного освоения территории в портфолио архитектурной мастерской «Атриум». Но, несмотря на то, что раньше сталкиваться с участками площадью 300 га Антону Надточему и Вере Бутко не приходилось, архитекторы блестяще справились с новой для них творческой задачей, спроектировав по-настоящему «зеленый» поселок с инфраструктурой самого высокого уровня.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
Россия, Краснодар, пригородная зона г. Краснодар, поселок Южный

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Ольга Соколова, Александр Малыгин

2008 — 2009

OOO «Атриум Девелопмент»

Участок, предназначенный под строительство «Олимпийского», расположен рядом с поселком Южный. Официально эта территория находится за чертой города, однако генпланом развития Краснодара предусмотрено включение поселка в состав мегаполиса, а также прокладка по его внешней границе новой кольцевой автодороги. Конечно, подобные перспективы в разы повышают инвестиционную привлекательность всего проектируемого района, в особенности с учетом того факта, что, в отличие от все еще стихийно развивающегося города, проектом предусматривается комплексная, продуманная застройка с развитой инфраструктурой. Подстегивали ажиотаж на земельном рынке Кубани, конечно, и приближающиеся Игры 2014 года. В частности, когда в мастерскую «Атриум» поступил заказ на проектирование этого поселка, он уже назывался «Олимпийским»: заказчик рассчитывал, что новый район станет одной из баз отдыха для спортсменов, а после Игр будет использоваться как комфортное малоэтажное жилье, обеспеченное всеми необходимыми сопутствующими сервисами. К сожалению, экономический кризис внес в эти планы свои коррективы: реализация проекта пока отложена на неопределенный срок, однако отказываться от нее вовсе инвестор не намерен.

Вера Бутко рассказывает, что в работе над этим проектом очень важную роль сыграл сам заказчик, опытный девелопер и строитель, который «…разыскал нашу мастерскую, увидев один из наших реализованных объектов. При этом он прекрасно представлял себе, что именно он хочет построить. Это привело к тому, что между нами не было никаких посредников, что способствовало полному взаимопониманию». Заказчик с самого начала подчеркивал, что его волнует не только количество квадратных метров, но и качество создаваемой среды обитания, что в сочетании с развитой инфраструктурой должно было стать главным плюсом проектируемого района и привлечь потенциальных покупателей.

Итак, в начале прошлого года Антон Надточий и Вера Бутко получили заказ на создание экологического поселка с разными типами застройки и предельно развитой инфраструктурой. Дав свое согласие на эту работу, архитекторы приступили к изучению документации и собственно участка. На этом этапе их поджидало несколько открытий, которые в итоге кардинально повлияли на конечный результат работы. Прежде всего, пару слов следует сказать о градостроительной  структуре Краснодара и его ближайших пригородов. Это преимущественно малоэтажная застройка с редкими высотными акцентами. По мере удаления от центра этих акцентов становится все меньше, а многочисленные районы частных домов перемежаются ветрозащитными полосами, придающими бескрайнему одеялу застройки отчетливое сходство с шахматным полем. В процессе изучения исходной документации и самого участка оказалось, что те 300 га, которые инвестор приобрел для строительства «Олимпийского», по документам значившимся как единый участок, на практике оказались двумя разными «клеточками» шахматного поля, причем расположенными друг относительно друга на расстоянии около 300 метров и разделенными не только посадками, но и ЛЭП. Иными словами, Бутко и Надточему предстояло спроектировать поселок на двух участках, между которыми нет общих границ (если не считать угловую «точку сопряжения»), и к тому же один участок вдвое больше другого (210 и 90 га). В результате меньший участок, как более приватный, был практически целиком отдан под индивидуальную малоэтажную застройку, а на большем участке архитекторы расположили помимо жилья и основные общественные функции: детские сады и школы, школу искусств, многофункциональный центр, магазины,  лечебные учреждения и другие объекты, которые могут работать не только для жителей района, но и для всего города.

Основной целью своих решений архитекторы видели уход от монотонного характера застройки и попытку создания градостроительного и архитектурного многообразия на отдельно взятой территории. Именно поэтому градостроительные подходы, исследующие однородные орнаментальные структуры были отвергнуты. Район был должен иметь по возможности максимально широкий спектр городских пространств, многообразие типологии жилых и общественных объектов, четкую иерархию и собственную систему визуальных связей и акцентов. В результате родилась живая градостроительная структура с криволинейными улицами, где центром композиции стал парк с системой искусственных озер (занимающий почти половину территории), в котором находится общественный центр (Сити) и к которому тяготеют другие общественные функции, а также многоквартирные, трех-пяти этажные жилые дома. Затем идут блокированные жилые дома с приватными двориками, а за ними частные дома, для которых спроектированы собственные общественные центры, площади и скверы.

Конечно, генпланы участков разрабатывались как единая городская структура, но фактически перед нами два района, нанизанных на одну транспортную ось, которая, как несложно догадаться, рассекает участки в точности по диагонали. Вдоль этой оси архитекторы расположили основные общественные комплексы: многофункциональный центр, магазины, детские сады и школы, школу искусств общегородского масштаба. Центром композиции каждого участка стали парки с системой искусственных озер, причем водоемы и зеленые насаждения занимают едва ли не половину всей площади застройки. Проектируя водоемы, архитекторы столкнулись с еще одним сюрпризом: природоохранное законодательство Краснодарского края запрещает вывозить извлекаемый при строительстве чернозем за пределы района – он должен быть как-то использован во благо участка с тем, чтобы состав почв на нем не изменялся кардинально. И поскольку под фундаменты зданий и озера предстояло вырыть немалый объем земли, «Атриум» придумал беспроигрышный вариант его освоения прямо на месте – рядом с озерами были насыпаны живописные холмы, и таким образом на изначально плоские участки обзавелись активным рельефом. Холмы также служат своеобразным шумозащитным буфером, защищая жилые дома от гула транспортной магистрали. В центральной части меньшего надела земли было решено устроить обычный ландшафтный парк с озерами и пригорками – для прогулок с детьми, а вот во второй части района, большей по размеру, расположился парк, щедро насыщенный функциями – в нем созданы условия для занятий более чем 10 видами спорта.

Отдельного упоминания заслуживает транспортная схема района, которой архитекторы уделили самое пристальное внимание. К району обеспечены подъезды с разных сторон, а главная транспортная диагональ поддержана развитой сетью объездных дорог, позволяющих быстро оказаться в любом нужном микрорайоне. Для того, чтобы избежать в уютных жилых кварталах любительских автогонок, абсолютно все перекрестки в поселке сделаны круговыми. Кроме того, внутри район буквально испещрен велодорожками, которые не пересекаются с автомобильными, а также специальными маршрутами для электромобилей – предполагается, что они будут постоянно курсировать здесь в качестве общественного транспорта. Впрочем, главное средство борьбы с будущими пробками – это не дороги, а наличие достаточного количества детских садов, школ и рабочих мест. Предполагается, что, как минимум, 60 процентов населения «Олимпийского» не будут нуждаться в каждодневных мотаниях в мегаполис и обратно. И, пожалуй, в нынешних условиях эта особенность концепции кажется едва ли не более выигрышной, чем даже его сверхразвитая экологическая составляющая.

По структуре жилой застройки участки также заметно отличаются друг от друга. Меньший из них сформирован преимущественно коттеджами, и лишь на мысе, ориентированном на соседа, строится небольшое количество таунхаусов с тем, чтобы создать визуальный переход к более высокой застройке второго участка, где коттеджи активно перемежаются с таунхаусами и 4-6-этажными секционными домами. Кстати, вопреки расхожему мнению о том, что ближе всего к парку и воде должна быть расположена самая дорогая недвижимость, здесь ближе к центру строятся многоквартирные дома. Вера Бутко вспоминает, что убедить в правильности такого решения краснодарских чиновников и градостроителей было очень сложно, но архитекторы понимали, что в противном случае линия частных владений закроет парк для «простых смертных». Сговориться с местными инстанциями удалось, лишь пойдя на определенный компромисс: для коттеджной застройки спроектировали отдельные мини-парки, в которых самые самостоятельные обитатели поселка смогут проводить досуг, не сталкиваясь с остальным населением. Если такое желание у них все же возникнет, в многоэтажной застройке для них предусмотрительно сделаны широкие «проколы», позволяющие пройти прямо к озерам и аллеям.

Спроектированный «Атриумом» жилой район отвечает концепции экологического поселения не только обилием воды и зелени, но и внешним оформлением построек. На фасадах коттеджей и таунхаусов щедро использованы камень и дерево, в архитектуре секционных домов также присутствуют натуральные материалы, панорамное остекление и оштукатуренные поверхности мягких пастельных тонов. Называть подобную сдержанную по формам и чрезвычайно комфортную для глаза архитектуру европейской, пожалуй, уже стало общим местом, однако «Олимпийский» действительно ассоциируется с лучшими жилыми проектами датских, голландских и итальянских коллег Антона Надточего и Веры Бутко.

В чем сразу узнается фирменный почерк «Атриума», так это в решении многофункционального комплекса – архитектурной и высотной доминанты поселка. Ломаные плоскости кровель, сложная система взаимосвязанных пандусов, внутренний двор как центр всей композиции. Интересно, что кровля над двориком также имеет многоугольный вырез, благодаря чему комплекс зданий кажется проткнутым иглой флагштока насквозь. Так и хочется сравнить здание с гигантской бабочкой, пришпиленной заботливым энтомологом так, чтобы не повредить красивые хрупкие крылья. Многофункциональность комплекса выразилась в нескольких соединенных вместе объемах, имеющих разную высоту и разное оформление. Самые высокие блоки, выполненные преимущественно в стекле и облицованные столь любимой «Атриумом» дранкой из лемеха – это офисная и гостиничная части, белые объемы поменьше – торговый и спортивный центры, детский клуб.

В этом проекте особенно подкупает, что и на уровне генплана (даже двух!), и на уровне каждого отдельного объекта «Олимпийский» создан с самой тщательной заботой о качестве среды обитания. Кажется, что над этими 300 гектарами архитекторы работали с лупой многократного увеличения, скрупулезно следя за тем, чтобы каждый даже самый маленький участок был максимально удобен для проживания и органично встраивался в общую концепцию поселения. Остается надеяться, что и стадию «реализация» проект пройдет столь же успешно.

Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Участок 1. Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Участок 2. Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
© ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Эскизный проект застройки жилого района «Олимпийский» в городе Краснодар
Россия, Краснодар, пригородная зона г. Краснодар, поселок Южный

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Ольга Соколова, Александр Малыгин

2008 — 2009

OOO «Атриум Девелопмент»

21 Января 2010

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.