Примем – не примем. Заседание общественного совета 17 декабря

Повестка прошедшего общественного совета была предельно насыщенной – 10 объектов, половина из которых буквально-таки всплыла из небытия многолетнего болтания по чиновничьим коридорам. Однако положительного исхода в судьбе «долголетников» так и не последовало – проект дома в 4-м Котельническом переулке, а также проект здания на месте хлебозавода на Валовой улице (ТПО «Резерв») отправлены на доработку, дома на Проспекте Мира (бюро «Остоженка») вообще не будет. Также на дообработку отправили вторую часть 'Westrn gate' на Можайском шоссе. Совет оказался благосклоннее к проектам с социальной ориентацией: приняли концепцию западного речного порта, проекты стадиона в Измайлово, еврейского общинного центра и пересадочных узлов «Выхино» и «Косино».

mainImg

Александр Кузьмин открыл заседание обсуждением реконструкции западного речного порта, представляющей непосредственный интерес для мэрии, поскольку порт будет обслуживать Москву-Сити. Он расположен на противоположном берегу, напротив ММДЦ. Проект уже побывал на совете и после корректировки резко поубавил в высоте, сократившись до 2-х этажей, чтобы не испортить виды на знаменитую церковь Покрова в Филях. В комплексе остались автостоянка на 8 тыс. мест и функция логистики, использующая сразу три вида транспорта – железную дорогу, реку и новую магистраль, связывающую северный дублер Кутузовки со Звенигродским шоссе. Со стороны города порт выглядит как «зеленая территория в холмах» – так охарактеризовал проект Александр Кузьмин. Мэру концепция понравилась, ее приняли.

Следующим на дискуссию вынесли предпроектное предложение по реконструкции стадиона в Измайлово, подготовленное ГУП Моспроект-4 (Андрей Боков, Дмитрий Буш). Центральный стадион столицы начали строить здесь еще в 1930-е. Тогда он носил имя Сталина, а одним из авторов проекта был Борис Иофан. Перед Олимпиадой 1980-го стадион перестроили, сохранив от прежнего сохранился «бункер» под игровым полем. В новом проекте предлагается вернуть иофановское решение фасада и воссоздать небольшой участок стадиона по первоначальному проекту. Будет реконструировано легкоатлетическое ядро с футбольным полем, стадион будет приспособлен под соревнования по регби. В новой части заметны два козырька изогнутой формы – под одним расположены зрительские места, под другим, покрупнее – спортивная гостиница на 200 номеров. Проект рассматривался повторно – в предыдущем варианте он захватывал часть природного комплекса, архитекторам порекомендовали это устранить; теперь «вопрос решили», и мэр с нынешним вариантом согласился.

Проект еврейского общинного комплекса в Спасоглинищевском переулке (который официально именуется так: развитие территории под комплекс) уже рассматривали на совете, и сравнительно недавно. Помнится, тогда мэр пригрозил отобрать участок у двух его совладельцев (двух разных общин), если они не смогут договориться между собой. И надо же, договорились! Нынешняя концепция, выполненная мастерской АРТЭ+ под руководством Владимира Юдинцева, была оценена советом положительно. Комплекс состоит из синагоги и общественно-культурного центра, который в свою очередь тоже состоит из двух частей: верхней (выше по переулку), с общинным центром, рестораном, апартаментами – и нижней, с конференц-залом, учебным центром, мини-гостиницей и пр. Застройка, разбита на группки прилепившихся друг к другу строений, на вид она хаотична и кажется остатками расколовшегося на части массива. Что очень точно отображает известный архетип восточного города. Эти миниатюрные кварталы, разделенные тремя внутренними улицами, ведущими к синагоге, немного даже напоминают иерусалимские. В отделке даже предлагается использовать привезенный оттуда камень. Застройка следует ступенями за перепадом рельефа и масштабно сделана мельче синагоги, которая здесь выступает абсолютной доминантой. Этажей, ввиду того что это охранная зона Кремля, мало: всего 2 по фронту улицы и 4 в глубине.

Вполне логичные в еврейском центре иерусалимские аллюзии, правда, совет не одобрил. Александр Кудрявцев предложил вместо того, чтобы везти камни из Израиля, взять за основу историческую застройку квартала и «держаться этой мерности». Мэр с ним согласился, заметив, что «сейчас это больше Тель-Авив, а не Москва, но как предложение к размещению можно принять».

Масштабный проект развития территории западной части Нагатинского полуострова под  городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ» мэр зарезал на корню. Нагатинская пойма – место ответственное, и Юрия Михайловича не удовлетворило то, как авторы проекта, ГУП НИиПИ Генплана и мастерская Якова Чернихова, использовали его потенциал, в частности как спроектировали набережную. Концепция предполагает постепенный вывод промзоны с 32 гектаров полуострова и застройку освободившейся территории зданиями  общественно-производственной функции, т.е. корпусами технопарка на 5 участках (6-й вдоль реки озеленяется). Представленное совету планировочное решение сформировано квадратными модулями корпусов, выстроенных в ряд, которые внизу имеют общее пространство наподобие внутренней улицы. Отдельно на набережной возвышается объем гостиницы из двух полукруглых «лепестков», весьма условный по архитектурному решению – на этот объект Александр Кузьмин предложил провести отдельный конкурс. Мэру гостиница напомнила «отвалившуюся высокую подошву», а решение набережной в целом он назвал «отвратительным», указывая на его незавершенность: «Красоты во всем этом мало», – заключил Юрий Лужков и проект завернул.

Далее совет ознакомился с проектами транспортно-пересадочных узлов «Выхино» и «Косино», которые входят в большую концепцию строительства магистрали Москва –Ногинск и путепровода над Рязанским направлением МЖД. Как пояснил Александр Кузьмин, часть строящихся сегодня пересадочных узлов для «организованного пересаживания» народа с наземной железной дороги на метро – коммерческая (Тушино, Планерная), а наиболее загруженных местах – там, где узлы особенно нужны, их строит город. Так, в Выхино на средства города полностью (исходя из наиболее удобной организации потоков) будет реконструирована территория рядом метро, и там же вырастет здание пересадочного узла – от всего нагромождения «коммерческой нагрузки» в прошлом варианте, в новом остался один лишь уровень обслуживающих помещений. Узел предполагает также строительство гаражей – «перехватчиков», в Выхино – на 3 тыс., в Косино на 4 250 машин. Автор архитектурного проекта Тимур Башкаев нашел, как отметили члены совета, выразительное решение, отразив назначение здания в его форме, которая напоминает – в профиль – нос скоростного поезда. Юрий Лужков счел работу основательной и призвал одобрить.

Многострадальному проекту здания в 4-м Котельническом переулке повезло меньше – с ним опять вышла загвоздка. Вот уже лет 10 как на Котельнической набережной в районе Швивой горки зияет дыра стройплощадки, где все никак не может вырасти то, что там задумывалось. Естественно, функция его к сегодняшнему дню поменялась – теперь это жилье, менялись и композиционные решения, одно другого причудливей, совету было представлено как минимум четыре, последнее выполнено бюро «Ракурс», возглавляемым Алексеем Куренным. Швивая горка некогда была застроена усадьбами, сейчас, правда, по ее гребню идут монументальные сталинские дома, позднее выросли два дома-пластины,  и уж совсем недавно масштаб окончательно изменил банк, выстроенный на набережной по проекту Леонова. Тем не менее район входит в охранную зону, поскольку, как сказал Валерий Шевчук, тут сохранился один особнячок, а также здание шелкопрядильной фабрики, посему этажность не должна превышать 3-4, в то время как в рассматриваемом проекте – все 10.
 
Его архитектурная композиция, наиболее внятная из всех прошлых вариантов – двумя мощными пилонами объем ступенчато понижается к реке от 10 до 5 этажей. Здесь он завершается стилобатом, сильно выдвинутым на набережную, буквально «съедая» полосу зелени, наподобие стоящего рядом банка. На что указал, в частности, Михаил Посохин, признав объемы великоватыми. В защиту авторов прозвучало, что они работали в объемах, некогда заданных инвестором, и весьма ловко поместили внутрь все необходимые квадратные метры, значительно вкопав объем в землю – на 5 уровней. «Закон суров, но он закон», – заметил на это Александр Кудрявцев, пусть решение и неплохое, но чтобы его реализовать, нужно перекраивать охранные зоны, нельзя здесь 10 этажей строить, закон запрещает.
 
А вот мэру здание не понравилось категорически, потому что оно, по словам градоначальника, «нагло выперло» на набережную, а в своих пилонах затаило коммерческий умысел: «Почему здание двурогое? Для увеличения площадей? Это не архитектура, это площади! Кончать с этим надо!». По мнению Юрия Лужкова, требуется непременно отодвинуть стилобат и оставить «зеленые цепочки», а саму архитектуру, которую мэр охарактеризовал как «разухабистую» и «развалистую», переделать. Вопрос с охранной зоной повис в воздухе.

Предельно кратко Александр Кузьмин доложил концепцию размещения многофункционального комплекса на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД, разработанную бюро «ABD architects» и «С.П. График», однако при всех видимых достоинствах проект, рассматриваемый некоторыми членами совета под лупой с двойным увеличением, так и не прошел.

Проект представляет собой вторую очередь бизнес-парка «Западные ворота», которую по проекту Бориса Левянта достраивают с другой стороны Можайки. Это второй «пилон» западных ворот – четыре овальных 9-ти этажных офисных корпуса. Они развернуты под разными углами вокруг многофункционального комплекса, план которого напоминает сектор круга, где три разновеликих блока со «слоистой» структурой объединены пониженной зоной торговли. Все сооружения имеют озелененные кровли. Композиция въезда, таким образом, формируется одним из овальных корпусов из 2-й очереди и запланированным Левянтом административно-офисным зданием в 15 этажей с противоположной стороны. На пересечении Можайки с улицей Говорова отдельно поставлена высотная доминанта гостиницы, треугольная в сечении.   

Мэру представленная архитектура не понравилась. По словам Юрия Лужкова, «она вносит диссонанс. Уж точно, эклектика так эклектика!», заметил мэр, указывая при этом на разную форму корпусов, овальных с одной стороны и геометрических с другой. Сужение въезда также показалось ему неуместным и недостаточно парадным, поэтому Юрий Лужков проект отклонил.

Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83, над проектом которого несколько лет назад работало бюро «Остоженка», упустил свой последний шанс на осуществление. Как рассказал Александр Кузьмин, суд по делу о точечной застройке в отношении этого дома жители проиграли, однако тяжбы не прекратились, поэтому проект попал на общественный совет, и мэр, таким образом, выступил в этом споре третейским судьей. Юрий Лужков, долго не думая, проект запретил, признав «точечным»:  «По площади и нагрузке перебор, по архитектуре даже определений каких-то трудно сделать».      

Последним обсудили старый проект здания с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. Здание как раз формирует угол Серпуховской площади, поэтому авторы проекта – ТПО «Резерв», продолжившие проектирование после смерти В. Степанова, которому принадлежит первый вариант объемно-пространственной композиции, предложили концепцию «шарнира». Во всех четырех вариантах, показанных совету, форма дома стремится к округлой, помещения хлебозавода либо вынесены в отдельный объем (варианты 2 и 4), либо встроены в единый массив. Функционально все варианты устроены одинаково, имея на первом этаже булочную и столовую для сотрудников, а выше все запланированные «обслуживающие» помещения.

По мнению Андрея Бокова, здание, призванное оформить облик элипсообразной Добрынинской площади не может быть «самодостаточным и центрическим», а должно быть более «деликатным и точным». В свою очередь Юрий Лужков обрушился на раздутые объемы, хоть и заложенные в ранее принятые постановления, вновь уличив инвестора в корыстолюбии, а не заботе о городе: «Это здание как слон в посудной лавке. В этом красивом месте недопустим такой монстр». Не разрешить инвестору строить тут, конечно, нельзя, продолжил мэр, однако только при условии резкого уменьшения объема и исключительно жилой функции. Против хлебозавода мэр возражать не стал.

Амбициозный проект высотного комплекса в Алтуфьево, значащегося в повестке 10-м номером, решили отложить до следующего заседания.

Проект реконструкции западного речного порта. ОАО «Метрогипротранс».
Реконструкция стадиона в Измайлово. ГУП Моспроект-4.
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+». Макет
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+».
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+».
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График». Макет
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График» (слева). Реконструкция стадиона в Измайлово. ГУП Моспроект-4. (справа)
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График».
Концепция развития территории западной части Нагатинского полуострова под городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ». ГУП НИиПИ Генплана, АМ Якова Чернихов. Макет
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв».
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв». Макет
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв».
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс».
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс». Макет
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс».
zooming
Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83. АБ «Остоженка».
zooming
Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83. АБ «Остоженка».
МФК в Алтуфьево. ЗАО «Курортпроект»
МФК в Алтуфьево. ЗАО «Курортпроект»

19 Декабря 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.