English version

Разноцветная душа

Строительство «Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии» началось в прошлом году. С тех пор проект одобрил премьер Путин, и он стал довольно-таки известен. Надо сказать, что архитектура этого центра, безусловно очень важного с медицинской точки зрения, нам показалась особенной – ее разноцветье не просто развлекает детей, оно устроено так, чтобы давать надежду на выздоровление

Автор текста:
Анна Герасименко

18 Февраля 2009
mainImg
Архитектор:
Александр Асадов
Проект:
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2006 — 2009 / 2008 — 2011

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)
0

Когда я была ребенком, я ненавидела больницы. Вид белых стен и людей в белых халатах пугал меня и заставлял бегать от них по длинным больничным коридорам. А я была болезненным ребенком… Прошло уже 20 лет и даже сейчас поход в больницу стоит немало нервов и усилий над собой. Так место действует на человека, и особенно остро это ощущают дети.

Архитектура детских больниц – это особый вид архитектуры. Он должен учитывать психологию ребенка, а дети все воспринимают острее – они впечатлительнее, чем взрослые. В Советском Союзе детские поликлиники украшали разноцветными мозаиками и росписями на тему счастливого детства октябрят и пионеров, что, несомненно, учитывало детскую психологию, но в идеологическом ключе. В наше время, когда кумирами детей стали Человек-паук и Джек Воробей, «счастливое детство пионеров» едва ли понятно современному ребенку. Так возникает вопрос: какова должна быть современная архитектура детских лечебных заведений?

Вариант ответа на этот вопрос несколько лет разрабатывался в архитектурной мастерской А. Асадова. В прошлом году проект был одобрен, и началось строительство. Речь идет о большом комплексе «Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии» на пересечении Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая.

Центр состоит из нескольких  медицинских корпусов, поликлиники и гостиничного блока для выздоравливающих детей. Их композиция строится по достаточно традиционной схеме, напоминающей лестницу с двумя перекладинами. Два длинных корпуса соединяются двумя короткими, образуя один закрытый внутренний двор посередине и два открытых по краям. Надо сказать, что эта схема была придумана и опробована авангардом 1920-х для больших жилых и общественных зданий, и с тех пор распространена достаточно широко, в том числе в школах и в больницах. Однако в северо-западной части схема теряет привычную жесткость – корпуса размыкаются, перекладина теряет прямизну, а объемы начинают лепиться друг к другу совсем иначе, бойко, асимметрично, разноцветье достигает апогея, а гипертрофированные длинные «ножки» довершают эффект сказочного «городка». Этот городок – гостиница для выздоравливающих детей, назван авторами «Древом жизни».

О разноцветьи надо сказать отдельно. Это один из главных архитектурных приемов, можно даже сказать, что в нем – душа этого медицинского комплекса, расписанного «розными краски» почти как храм узорочного XVII века. Разноцветны эркеры прямых медицинских корпусов – возможно, их потом можно будет и называть по цветам: «зеленый», «фиолетовый», «оранжевый». Разноцветны интерьеры – где-то стены, где-то колонны. Все цвета – яркие, открытые, радужные.

В чем, вероятно, кроется секрет этой архитектуры, а точнее смысл, заложенный в нее авторами здания. Цвета радуги, будучи разбиты на фрагменты, в одном месте собираются подобием букета и возвращают радуге цельность, как будто бы стоят ее заново. За цветом следует форма – тоже собирается в пучок, теряет строгость – как будто бы радуга, фокусируясь в одном месте, преобразует здание.

Здесь надо вспомнить, что радуга – символ надежды. Так что это не цвет как таковой пронизывает здание, а надежда на выздоровление – собрана на «Древе жизни» и бросает свои отблески на другие корпуса, обнадеживая малышей и их родителей, давая опору. Более чем осмысленное архитектурное решение – фактически, авторы попытались с помощью одного только искусства (!) дать людям надежду. Или даже «подстегнуть» процесс выздоровления и перехода детей из пространства медицинских «балок» в «живой городок».

Конечно же, это не первое здание для детей, построенное на разноцветьи. «Красочная» тема популярна в зарубежной архитектуре для детей – можно, например, вспомнить японские детские сады из пластиковых контейнеров и многое другое. Веселые цвета приятны детям и взрослым, они способны создать дружелюбную атмосферу и сделать жизнь менее унылой. У нас такие опыты тоже не внове – уже давно стала классикой школа-интернат для аутичных детей Андрея Чернихова Не так давно все возможные премии собрал интернат в Кожухово, построенный бюро «Атриум». Мастерская Асадова также не впервые обращается к теме цвета – вполне логичной для детей. Об одном проекте – в Мытищах – мы уже писали. Однако «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» занимает в этом ряду – с архитектурной очки зрения – не самое обычное место. Потому, что в радужное разноцветье здесь вложен смысл, заведомо превосходящий «просто» хорошее настроение. Здесь архитекторы как будто бы попытались – по-своему – помолиться за выздоровление детей.

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
2011
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
2011
2009
2009
2009
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
Архитектор:
Александр Асадов
Проект:
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2006 — 2009 / 2008 — 2011

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)

18 Февраля 2009

Автор текста:

Анна Герасименко
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?