Культурный дозор на Сретенском холме

9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».

mainImg
За неполный год своего существования «Архнадзор» добился завидных успехов, несмотря даже на то, что памятники приходится отвоевывать у противника не только сильного, но и постоянно норовящего уйти от ответственности. Об этих успехах можно судить, сравнивая материалы прошлогодней выставки «Сносить нельзя реставрировать» (была организована совместно сайтом «Москва, которой нет» и проектом «Против лома») и ее нынешнего продолжения «Потерять нельзя спасти». За 2009-й объединенному движению, по словам координатора Константина Михайлова, удалось отстоять целый ряд адресов хотя бы на бумаге. Почему на бумаге? Потому что работы по физическому восстановлению памятников еще не начаты, но от сноса активисты уже смогли их спасти. Поэтому фотографии, вошедшие в экспозицию, производят довольно грустное впечатление – повсюду разрушающиеся дома с глазницами выбитых окон и лишь некоторые из них затянуты строительной сеткой, – но из подписей к ним можно узнать о предотвращенных сносах, принятых решениях о консервации, начатой реставрации и т.д. Остается только надеяться, что все эти работы действительно будут проведены. К сожалению, в ожидании их «Архнадзор» вынужден пополнять список потенциальных участников выставки. К прежним памятникам постоянно прибавляются новые пострадавшие, а наиболее горькая потеря нынешнего года – это сгоревший осенью 2009-го дом Быкова постройки Льва Кекушева.

И все же вечер 9 декабря в Тургеневской библиотеке-читальне прошел на оптимистичной ноте. Движение, наконец, обрело постоянную площадку для своей публицистической и просветительской деятельности, которая, как надеется координатор Рустам Рахматуллин, станет для них не менее, а может даже более важной, чем написание протестных писем и подготовка поправок к существующему законодательству. Рахматуллин уверен, что «Архнадзор» поселился в Тургеневской библиотеке вовсе не случайно, само место, по его словам, метафизически связано со всей предшествующей деятельностью объединения. Совсем недалеко, например, располагается усадьба Лорис-Меликова Всероссийского фонда культуры, где проходил учредительный съезд «Архнадзора». А сам Сретенский холм является почти центром Москвы в границах Камер-Коллежского вала и одновременно самой высокой его точкой – весьма удачной, по словам Рахматуллина, для символического дозора и обозрения. Что до самого здания – то эта историческая усадьба обрела вторую жизнь в 2004-м, когда коллектив мастерской Александра Асадова совместно с реставраторами 13-й мастерской «Моспроекта-2» разработали очень корректный проект реконструкции, впоследствии заслуженно ставший образцом обращения с наследием. Как рассказала на открытии клуба автор проекта реставрации Лидия Шитова, здание уже в ходе работы над проектом стало выявленным памятником, когда при обмерах были обнаружены фрагменты декора XVII-XVIII вв., но архитектор с готовностью согласился переделать проект и учесть в нем возможность их экспонирования в интерьере будущей библиотеки.

«Архнадзор» выстроил программу своего вечера таким образом, чтобы гости получили возможность побывать в разных помещениях читальни, осмотреть памятник со всех сторон и вдоволь насладится уютными интерьерами усадьбы. Кстати, как рассказал на вечере председатель общества «Старая Москва», еще в конце 1940-х в библиотеке-читальне, оказывается, образовалось общество любителей истории Москвы, из которого потом вышли многие известные историки-ученые. Нынешний клуб таким образом наследует эту традицию и развивает ее, а работая бок о бок со «Старой Москвой», основанной в 1909 году и возобновившей свою деятельность в 1990-е годы, фактически на порядок увеличивает свой скромный возраст.

Новый формат клуба позволит «Архнадзору» охватить довольно широкую область знаний о наследии Москвы, больше не ограничиваясь только исследованиями потенциальных и уже состоявших утрат. В библиотеке-читальте будут проводиться научные и литературно- художественные встречи в четырех различных жанрах: «персона» -- это встреча с классиком жанра, будь то историк, реставратор или писатель, «открытия» представят рассказы специалистов о событиях в реставрации столичных памятников, «проект» объединит дискуссии о путях интеграции исторической застройки в среду города и, наконец, в рубрике «путеводитель» будут проводиться краеведческие прогулки. Так, например, 9 декабря клуб начал свою работу с выступления писателя, лауреата премии «Большая книга» Андрея Балдина, которого Рустам Рахматуллин попросил рассказать о метафизике книги «Москва. Портрет города». Как утверждает сам Балдин, это на самом деле отнюдь не детская книга рисунков, а своего рода метафизическая «визуализация физиономии Москвы», которую литератор-художник изобразил в виде профиля русской женщины, обращенного к западу. Зрачок ее находится на Патриарших прудах, где происходят, кстати, ключевые события двух самых знаменитых романов о Москве – «Войны и мира» и «Мастера и Маргариты», – а на макушке, т.е. на севере, век от века вырастает что-то высокое… У Балдина вообще много подобных необычных наблюдений, и всего его книги предлагают читателям новый и увлекательный взгляд на архитектурную историю столицы.

Думается, секрет успеха самого «Архнадзора» объясняется такой же готовностью постоянно смотреть на проблему сохранения историко-культурного наследия непредвзято и с искренним интересом. «Архнадзор» привлекает сторонников тем, что всегда рассказывает и показывает, в чем именно заключается ценность истории, которую он защищает. Сделать это только языком законодательных актов и сухих пресс-релизов вряд ли возможно, и потому движение охотно осваивает «смежные» жанры, такие как выставки, карнавал (акция против самостроя на Рождественском бульваре), концерт (в защиту Синодального дома), гуляния на московских бульварах, посиделки (на даче Муромцева), интеллектуальное ориентирование и многие другие. Все эти акции, а также скрупулезное изучение постановлений московского правительства, дали ощутимые результаты уже этой осенью, когда в список выявленных объектов культуры был возвращен целый ряд памятников и приостановилась реализация постановления о сносе отселенных жилых домов. Подробнее с результатами своей деятельности за истекающий год «Архнадзор» планирует ознакомить в конце декабря.

Фото Натальи Коряковской
Андрей Балдин
Дом Перова, Тверская, 30/2, стр. 5, 8
Староваганьковский пер, 15, стр. 3
Знаменский Оперный дом, Знаменка, 12
Усадьба шаховских-Глебовых-Стрешневых, Большая Никитская, 19/16
Дворец Разумовского на Гороховом поле, Казакова ул., 18

11 Декабря 2009

Пресса: Потерять нельзя спасти
У общественного движения Архнадзор в Москве возникла дискуссионная творческая площадка для обсуждения насущных проблем сохранения культурного наследия. В Библиотеке-читальне имени Тургенева открылся "Клуб Архнадзора".
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Пресса: Как пройти в библиотеку? В Москве заработал Клуб «Архнадзора»
Однажды поэта и исполнителя собственных песен Михаила Щербакова спросили на концерте, какой вопрос он хотел бы услышать от публики. «Как пройти в библиотеку?» - сказал Щербаков. Через пять минут из зала ему в самом деле подали записку с таким вопросом. Мгновенный ответ был: «Как можно скорее». Теперь это ответ и вопрос (пароль-ответ) «Архнадзора».
Пресса: Обнадеживающий кризис. Третий выпуск Клуба архитектурной...
Газета «Время новостей» и агентство P-Arch («Пи-Арх») представляют третий выпуск Клуба архитектурной критики, в котором известные обозреватели оценивают события в российской архитектурной жизни последних трех месяцев.
Точка, точка, запятая… Голосуйте за памятники
В Москве в усадьбе Лорис-Меликова в Милютинском переулке скоро закончит свою работу выставка-акция «Сносить нельзя реставрировать», организованная совместно проектами «Против лома» и «Москва, которой нет». Приходящим предлагается символически проголосовать за снос или реставрацию построек, представленных на выставке. До окончания осталось 2 дня, спешите проголосовать
Пресса: Сносить нельзя реставрировать
Во вторник вечером во Всероссийском фонде культуры (Милютинский переулок, 19) открылась выставка-предостережение "Сносить нельзя реставрировать". Читателям "Известий" знакома большая часть адресов зданий-памятников, которые находятся в опасности.
Пресса: Поставить запятую волен всякий. Программа «Сносить...
С сегодняшнего дня каждый желающий может высказать свое собственное мнение по поводу судьбы московского архитектурного наследия. Для этого необходимо посетить здание Всероссийского фонда культуры (Милютинский переулок, 19), получить список тридцати находящихся под угрозой памятников под названием «Сносить нельзя реставрировать» (пунктуация не расставлена принципиально) и проголосовать...
Пресса: Исчезающую Москву показали на выставке "Сносить нельзя...
Выставка-предостережение "Сносить нельзя реставрировать", на которой представлены фотографии 30-ти исчезающих исторических зданий, часть из которых имеет статус памятников, открылась во вторник в усадьбе Лорис-Меликова в Милютинском переулке.
Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Первый год «Архнадзора»
Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.
Советы – власти!
На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.