Снос или полная неизвестность

Представляем вашему вниманию обзор прессы за две первые недели декабря. Мы надеемся, что такие обзоры станут постоянным и полезным дополнением к подборкам публикаций СМИ, которые ежедневно появляются на Архи.ру в разделе «Пресса». Итак, самые интересные сюжеты начала декабря и самые любопытные статьи – по мнению обозревателя Натальи Коряковской.

mainImg
Первую половину декабря едва ли можно назвать урожайной по части архитектурных событий: все фестивали, премии и громкие выставки закончились вместе с осенью. А вот в сфере градостроительства и охраны историко-культурного наследия жизнь в этот период, наоборот, кипела. Основные страсти разгорелись вокруг самого обсуждаемого и, пожалуй, самого спорного  градостроительного документа нынешнего года  – Актуализированного Генерального плана развития Москвы до 2025 года. Аргументированные замечания экспертов и многочисленные протесты общественности в итоге никак не помогли его скорректировать – еще в конце ноября столичный мэр принял решение не прислушиваться ни к тем, ни к другим, и подписал постановление, одобряющее Генплан. А 2 декабря этот документ в первом чтении приняла Мосгордума, о чем пишет газета «Коммерсантъ».

На это событие не замедлило отреагировать общественное движение «Архнадзор». Его координационный совет опубликовал открытое письмо Генеральному прокурору России, в котором прямо указал на то, что новый генплан нарушает действующий закон о памятниках, и, в частности, на отсутствие согласования документа с Министерством культуры РФ и ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). А в газете «Известия» один из активистов «Архнадзора», известный архитектуровед Рустам Рахматуллин написал статью «Генплан пошел на снос», в которой детально проанализировал схему т.н. зон стабилизации и реорганизации в ЦАО и пришел к самым неутешительным выводам о том, что под ударом в самое ближайшее время окажутся ценнейшие исторические участки -- часть Пятницкой улицы, комплексы доходных домов по Большой Дмитровке и по Петровке и многие другие.

Скандальную тему ликвидации памятников и знаковых объектов продолжило распоряжение Правительства РФ о сносе здания Центрального дома художника на Крымском валу. Напомним, что своего апогея конфликт вокруг возможной реконструкции территории Парка искусств и строительства нового здания Третьяковской галереи достиг прошлой осенью, когда компания «Интеко» неожиданно презентовала футуристичный проект многофункционального комплекса под названием «Апельсин», разработанный самим Норманом Фостером. В самом конце 2008 года Общественная палата РФ специально обсуждала «вопрос ЦДХ»,  и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин объявил собравшимся, что проект по требованию жителей лишился высотной части и существенно сократился в своих габаритах. Защитники ЦДХ во главе с его директором Василием Бычковым решили, что на этом вопрос о появлении «наглого фрукта» на Крымском валу исчерпан – если не по причине внимания властей к мнению горожан, то хотя бы из-за экономического кризиса. И вот 5 декабря «Коммерсантъ» опередил всех новостью о том, что Владимиром Путиным подписано распоряжение о сносе Дома художников и передаче территории правительству Москвы под новое строительство. Таким образом мэрия получила официальное разрешение приступить к поиску инвестора, и, по мнению Григория Ревзина, им вполне может оказаться все та же компания «Интеко», а проектом – «Апельсин». Не случайно, пишет Ревзин, мэр в день подписания распоряжения встречался с лордом Фостером на совещании по другому амбициозному проекту – реконструкции ГМИИ Пушкина. Сергей Хачатуров в газете «Время новостей» с горечью отмечает полное пренебрежение власти к общественному мнению в этой истории.

Между тем упомянутый проект реконструкции ГМИИ Пушкина, о котором со всей решимостью на своей ноябрьской пресс-конференции напомнила директор музея Ирина Антонова, до сих пор не представили общественности ни в окончательном варианте, ни в каком-либо ином, хотя это уже не раз было обещано. Григорий Ревзин располагает информацией о том, что 28 ноября прошло закрытое заседание Совета по реконструкции ГМИИ с участием мэра, лорда Фостера и других заинтересованных сторон, результаты которого не разглашаются, хотя речь идет о существенном изменении проекта. Кое-какой свет на проект проливает недавнее интервью руководителя «Моспроекта-5» Сергея Ткаченко агентству «Интерфакс»  . Напомним, что тандем «Моспроекта-5» и Foster + Partners выиграл прошлогодний тендер на реконструкцию музея и, как теперь обещает Сергей Ткаченко, проект первой очереди будет сдан в экспертизу уже к апрелю 2010 года.

Возможно, публичного обсуждения проекта вообще не будет. По крайней мере, именно так произошло с другим скандальным проектом – реконструкцией Пушкинской площади, который в середине ноября секретно был одобрен столичным мэром в неизвестном варианте, минуя слушания, общественный и экспертный советы. 6 декабря у памятника Грибоедову на Чистых прудах в связи с этим известием прошел митинг возмущенной общественности, информация о котором просочилась только в «Новую газету».

Грустные новости пришли и из Петербурга, где из списка вновь выявленных объектов был исключен дом Рогова, вокруг которого в свое время было сломано не меньше копий. Доведенному до аварийности дому тем самым подписан сносный приговор – об этом подробно рассказывает «Фонтанка».

В Москве тем временем аварийность исторического дома на Петровке, 26, стр.3 стала причиной смерти рабочего, погибшего под обрушившейся стеной. Обозреватель «Газеты» Константин Михайлов не исключает, что эта история, повторяющая печально известное обрушение в Садовниках летом 2009 г., повлекшее за собой снос целого квартала, тоже могла быть кому-то выгодна.

В блоке новостей по архитектурному наследию, которым, по традиции, посвящены не менее половины всех публикаций на тему градостроительства и архитектуры, в этом месяце наметилось некое равновесие между утратами и подвигами защитников старины. Так, Константин Михайлов пишет в «Газете» о презентации третьего отчета MAPS с призывом к спасению исторической застройки Самары. О самарских бедах глазами иностранных коллег можно прочитать в The Guardian. А «Архнадзор» провел вечер в честь открытия своего клуба в Библиотеке-Читальне им. И.С. Тургенева и разместил об этом мероприятии краткий отчет на своем сайте.

Порадовали с реставрацией и московские власти: знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» вернулась на историческое место -- ко входу на ВВЦ, откуда ее убрали на ремонт в 2003-м. Статьи на эту тему появились во многих изданиях, например, во «Времени Новостей». Как пишет «Газета», реконструкция памятника обошлась городу почти в три миллиарда рублей. Любопытно и то, что работы вела дочерняя компания ЗАО «Интеко». Не у всех девелопреов, однако, дела идут хорошо – корпорация MIRAX GROUP в начале декабря объявила о своем намерении урезать расходы буквально: срезать со второй башни высотного делового комплекса "Федерация" 30 этажей, уменьшив ее таким образом до 64-х. Об этом статья в «Известиях».

И все же одной знаменитой скульптуры, которая после 6 лет реставрации наконец-то возвращена городу во всем своем блеске, явно недостаточно для того, чтобы перевесить все негативные и тревожные новости начала декабря. И если в судьбе ЦДХ и ГМИИ им. Пушкина еще возможны перемены к лучшему, то в том, что новый Генплан Москвы, несмотря на многочисленные недостатки, все же будет принят в своем нынешнем виде, не остается никаких сомнений. Если этот документ не вступит в силу 1 января 2010 года, любое новое строительство в городе автоматически станет незаконным, а подобную катастрофу московский стройкомплекс вряд ли допустит.

zooming
Актуализированный Генплан. Схема территорий реорганизации и стабилизации Центрального округа. Фото: Архнадзор
zooming
Здание на Крымском валу. Фото: РИА Новости
zooming
Башни MIRAX-a в Сити. Фото: Известия
zooming
Рабочий и колхозница. Фото: Известия

11 Декабря 2009

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.