Без Юрия Михайловича

Наступившая с отставкой Юрия Лужкова «оттепель» в отношениях городских властей и общественности дала себя почувствовать и на вчерашнем заседании Общественного совета. На заседании рассматривались два скандальнейших проекта – реконструкции Провиантских складов и строительства депозитария музеев Кремля на Боровицкой площади. Впервые за последние годы защитникам старины не было за что упрекнуть совет: решения по обоим объектам устроили всех.

mainImg
Заседание началось с рассмотрения нового и малоизвестного градостроительного проекта – «территориальной схемы Восточной зоны формирования градостроительных комплексов». Речь идет о нескольких районах сразу: проект включает Преображенское, Богородское, Семеновскую, Соколиную гору; площадь территории больше 2 тысяч гектаров. Столь масштабные проекты никогда раньше не рассматривались на совете, – по словам главного архитектора города Александра Кузьмина, сейчас он вынес его на рассмотрение специально, для того, чтобы проверить, каким образом новый генплан справится с подобной задачей. У перечисленных районов много проблем: низкая обеспеченность жильем, социальной инфраструктурой, обширные промзоны, требующие санитарной защиты.

Авторы проекта предлагают найти внутри обозначенной территории резерв свободного места и использовать его для модернизации жилого фонда: заменить до 93 % некомфортного жилья, увеличив его площадь в 1.7 раза. Значительную часть земли предлагается отвести под развитие сети улиц и магистралей. Достаточно сказать, что здесь собираются построить Северную рокаду – хордовую магистраль, а также большой участок Четвертого кольца. Учитывая еще и заложенный в проект прирост населения на 10 %, плотность застройки значительно вырастает, что заставило некоторых экспертов усомниться – так ли комфортна окажется будущая жилая среда, о которой рассказывал Александр Кузьмин.

В пользу проекта говорит, тем временем, новшество разработчиков генплана – выделить в отдельный проект особую зону «исторической Преображенки», расположенную между Яузой и бывшим Камер-Коллежским валом, к разработке которой будут привлечена специальная рабочая группа.

Владимир Ресин поддержал проект, однако смутился выступлением тех экспертов, что предрекли застройке переуплотнение. Врио мэра заявил, что главная задача таких глобальных реконструкций – получить комфортную среду проживания, в первую очередь, для местных жителей, даже пусть и ценой экономической выгоды. Поэтому «показатели плотности в проекте необходимо подправить». С тем проект и приняли.

Затем совет обратился к судьбе знаменитого комплекса Провиантских складов, существующий проект реконструкции которых с приспособлением под Музей Москвы, был очень жестко раскритикован специалистами за идею перекрытия двора между историческими корпусами и предполагаемое строительство обширной подземной части. Вспомнить о проекте в столь сложное для городской администрации время заставило, видимо, недавнее заявление РПЦ, решившей окончательно выселить Музей Москвы из помещений храма Иоанна Богослова на Новой площади. При этом и Провиантские склады, не без труда освобожденные Минобороны и переданные на баланс города, пока что не стали окончательным пристанищем музея, поскольку разрабатывать экспозиционную концепцию можно лишь после заключения реставраторов. Но начать свою работу они до сих пор не могли в отсутствие окончательно согласованного проекта. 

Вчера совет принял историческое решение – приспосабливать памятник под музей исключительно в рамках закона. А это значит, в первую очередь, отказаться от перекрытия двора в любом виде. С такой позицией неожиданно выступил сам Александр Кузьмин. Он напомнил, что ансамбль из трех П-образных корпусов и небольшого корпуса кордегардии – это территория памятника, на которую 17-я мастерская «Моспоекта-2» разработала и утвердила так называемый «предмет охраны». Как известно, никакое новое строительство законом здесь не разрешается – ни перекрытие двора, ни отдельно стоящий стеклянный объем (вроде пирамиды Лувра) в центре двора. Более того, двор не замнут и попытка перекрыть его повлекла бы за собой сооружение еще и дополнительной стенки со стороны Кропоткинского переулка. Тем временем, этот крытый двор с точки зрения экспозиционной площади практически ничего не дает, заявил Кузьмин: всего 4 тысяч квадратных метров плюс к имеющимся 35 тысячам.

Тем не менее, на другом спорном пункте проекта – подземном строительстве – главный архитектор настаивает. Он считает, что под открытым двором необходимо соорудить комплекс вспомогательных помещений – вестибюли, туалеты, инженерные помещения, фондохранилище и проч., для того, чтобы освободить от них сами исторические корпуса, в которых кроме реставрации ничего иного не предполагается. Закону такое строительство не противоречит, и даже яростный оппонент проекта Рустам Рахматуллин, впечатленный неожиданной речью Александра Кузьмина, согласился, что вынос «распределительного узла» лишь продлит жизнь памятнику. Однако он поставил под сомнение необходимость расширять подземные площади ради нужд организации и строить музею фондохранилище.

Александр Кузьмин, между тем, не отказывается и от идеи вывести из метро новый выход прямо в музей. Паркинга под памятником не будет – зато его, может быть, устроят под Садовым кольцом: Кузьмин напомнил, что в этом месте оно широкое и в центральной части не имеет коммуникаций.

Что до приспособления самих корпусов под музейные помещения, Александр Кудрявцев и другие настаивали на том, чтобы вначале реставраторы определили, какой именно «потенциал» может предложить памятник, – и только затем начинать разработку концепции, а не наоборот. Алексей Клименко, например, обрушился с гневным выпадом в адрес самого Музея Москвы, который со своей «краеведческой коллекцией» не достоин, по его мнению, располагаться «в помещениях героического масштаба». Остается спорным, кстати, вопрос с «самостроем» в исторических корпусах Минобороны, которое, как известно долгое время использовало их как гараж. Стоит ли разбирать дополнительные железобетонные перекрытия и пандусы, сделанные в советское время или сохранить – будут решать эксперты. 

Выступление Александра Кузьмина в целом вызвало самые положительные эмоции у зала; никто не стал возражать против снятия вопроса о перекрытии двора и практически все поддержали идею освоение подземного пространства, в том числе и глава Москомнаследия Валерий Шевчук. А Юрий Росляк призвал начинать археологические и геодезические работы немедленно. Владимир Ресин также высказался одобрительно. Он также отметил, что уже подписал распоряжение по обследованию фундаментов памятника. Напоследок врио мэра поблагодарил Министерство обороны – за то, что не снесли корпуса «в те лихие времена», а сохранили, пусть даже под гараж, как в свое время «поступили моряки Кронштадта и спасли знаменитый собор, разметив в нем клуб».

Третьим по счету совет рассмотрел прославившийся за последние недели проект депозитария музеев Кремля на Боровицкой площади (Моспроект-2, мастерская Владимира Колосницына), ради которого вчерашнее заседание посетило несколько десятков журналистов – раза в три больше, чем обычно. Александр Кузмин в своем выступлении на этот раз был весьма предсказуем, свою позицию он уже не раз излагал СМИ. Размещение на площади депозитария, по его мнению, возможно, поскольку музеи Кремля, во-первых, до сих пор не имеют своего здания – а оно необходимо, и где-то поблизости. А во-вторых, на выбранном под застройку участке ансамбль площади нуждается в завершении, поскольку сейчас там «торчат глухие торцы» зданий, случайно оставшиеся от расчистки старинного квартала в 1970-е годы. Восстанавливать его – значило бы снова скрыть вид на «…задний, но великолепный фасад» Пашкова дома, а также виды на Кремль с Волхонки. Поэтому площадь все-таки нужно сохранить, к ней уже привыкли. Идея же довершить задуманный еще в Генплане 1935 года ансамбль неким зданием между Пашковым домом и Кремлем существовала, как заметил Кузьмин, еще в 1990-е и была поддержана указом тогдашнего президента, правительством Москвы и органами охраны памятников.

На совет был представлен хорошо известный проект. В нем предусмотрены два подземных уровня для хранения экспонатов, три этажа реставрационных мастерских окнами на Кремлевскую стену, два этажа информационного центра музеев, два небольших выставочных зала и вестибюль в подземном уровне.

Реакция на проект, как и ожидалось, была бурная, правда с самой идеей расширения музеев Кремля согласились абсолютно все. Но многие, однако, стояли за то, чтобы найти для этой цели другое место, а площадь не трогать вовсе. Заслуженный архитектор России,  Зоя Харитонова предложила для этой цели передать музеям ГУМ: любое строительство на Боровицкой площади, по ее мнению, лишает Кремль остатков воздушного пространства и тем уничтожает его масштаб: 5-9 метровые крепостные стены вынуждены будут спорить с 22-метровым депозитарием. А Алексей Клименко предложил найти резерв площади внутри самого Кремля, выселить из него, например, многотысячный гарнизон и не выносить «достояние нации» из этих стен.

С более реалистичными планами выступил Борис Пастернак. Он напомнил, что ЭКОС всегда приветствовал возможность развития кремлевских музеев на площади, но вовсе не правильно концентрировать все функции в одном месте, из-за чего объем раздувается до непозволительных размеров. «Местоположение здания предполагает его доступность и публичность», считает Пастернак, в нем уместны выставочные залы, а реставрационные и прочие технические помещения вполне можно вынести, например, в уже принадлежащие музеям здания по Лебяжьему переулку. Борис Пастернак также отметил, что ЭКОС в свое время настаивал на изменении центричной композиции здания и высказывался за понижение его правого угла, который визуально соседствует с Кремлем. Эксперты также рассчитывали получить видео-визуализацию нового объекта, но пока ничего из этого сделано не было. Нынешние масштабы невозможны, тем более что разрешенные ЮНЕСКО 16 метров высоты должны отсчитываться от подошвы земли, а не холма, из-за чего настоящая высота здания по сегодняшнему проекту оказывается больше 20 метров. Наконец, объект неправильно рассматривать без системы пешеходных связей и без архитектурного решения противоположной стороны площади.

Архитектор Никита Шангин поддержал возможность развития подземных пространств и превращения Боровицкого холма в искусственный. Что до облика здания, то «квази классический язык» нынешнего объекта в XXI веке выглядит, по его мнению, уже «полным провинционализмом».

Председатель совета Владимир Ресин поддержал критиков, сказав, что здание напоминает не музей, а корпус сочинского санатория. «То, что мы выпустили на совет это «чудовище» – наша общая ошибка», заявил он. Корни ее – в желании вместить в этот объект все сразу. В целях уменьшения объемов Ресин предложил пересмотреть проектное задание и что-то из него исключить, а что-то разместить в искусственном холме. Проект обязательно, по мнению врио мэра, должен включить также подземные пешеходные связи. Последнее, что предложил Ресин – это провести на депозитарий национальный конкурс и поручить Союзу архитекторов сформулировать для него задание. На этой оптимистичной ноте  необыкновенно либеральное заседание совета закончилось.
zooming
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др.
Фото Натальи Коряковской
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др. Вариант покрытия двора
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др. Вариант покрытия двора
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др.
zooming
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова
zooming
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова
zooming
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова

07 Октября 2010

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.