Сколково под колпаком Замятина

В этом обзоре блогов мы расскажем о том, какие интересные дискуссии вызвали скандальная статья «Стиль Путин» на портале Openspace.ru и презентация концепции иннограда Сколково.

mainImg
На этой неделе состоялась презентация градостроительной концепции сколковского иннограда – ее авторы, французское бюро AREP, раскрыли некоторые детали мастер-плана, с которым они победили в международном конкурсе в марте 2011 года. Презентация не осталась незамеченной блогосферой – фотограф и популярный блоггер Илья Варламов опубликовал пост с подробнейшим анализом концепций основных участников сколковского конкурса – последнее даже заставляет предположить, не были ли заказан или написан этот текст кем-то другим. Такие материалы скорей характерны для блога skolkovo_ru, который, кстати, тоже сообщает о презентации. Впрочем, в публикации Варламова, интересны, прежде всего, комментарии – их больше пятисот. Многие сетевые авторы расхваливают Сколково из политических убеждений, не вникая в сам проект, остальные если и берутся рассуждать об архитектуре, то пишут только про проект AREP и его соперника по финалу – OMA, в концепции которого радостно узнают Новый Арбат.

Комментирует rotten_k: «Проект ОМА был офигительным; но выбрали, конечно, унылый совок образца 1970-х, больше всего напоминающий проект Светлановского проспекта в Питере». Sestra_etc не согласна: «Если честно, он меня напугал – именно так я представлял себе город под колпаком в «Мы» Замятина». Lewizz выражает мнение большинства: «Я думаю, что победитель заслуженно взял свой первый приз. Остальное – абстракции». Moskov_it напротив, считает: «Унылый городок получается. Остоженку напомнило. Вот бы как-то туда московские стекляшки свезти!» «Стекляшки – это банальность. А городок получается как раз прекрасный для работы», – возражает biblison. А bu33er сомневается в «наукоемкости» самой работы: на представленных AREP картинок выходит, что «вся «наука» выродилась у них в тыканье пальцем в айпод, и сидение на камушках с ноутом. А проекты эти вообще предусматривают места под экспериментальные установки, под хотя бы опытное производство? Любой настоящий советских времен закрытый город-наукоград – это в первую очередь полигоны, опытные установки, цеха какие-то, – удивляется bu33er. – Не помешали бы поля, питомники... А тут этого нет ничего! Только блестящие коробочки жилые и «общественные».

«Ненаучным» проект AREP показался не только bu33er; читаем у votiak: «Курорт будущего что ли, картинка на загляденье, шикарно получится, если все это воплотят в реальность» или у spulers: «Напомнило Беляевские рассказы про победивший коммунизм и космодромы в Гималаях». Некоторые блоггеры уверены, что проект не выдержит испытания российским климатом, другие недоумевают, зачем вообще понадобилось строить его с нуля, когда есть уже проверенные временем. Вот что пишет, например, dervishv: «А как же наукограды в средней полосе России – Дубна, Зеленоград, Королев, чем они не подошли? Там и завозить и строить ничего не надо было». «Конкурсанты намерены сделать из нашего Сколково какой-то супергород будущего. Лично мне так показалось – запихать все будущее к нам. Мы не против, наоборот. Но слишком много будущего не радует глаз», – считает idika_nah.

Осветил в своем блоге Илья Варламов и другие важные градостроительные события последних недель. В частности, опубликовал фотоотчет из реконструируемого Парка Горького – эта тема также собрала пару сотен комментариев. Варламов начинает с исторической справки и чудесных архивных фотографий парка со знаменитой парашютной вышкой, гуляющими и катающимися на лодках парочками и даже выставкой трофейной боевой техники в 1943 году и заканчивает недавним репортажем о том, как рабочие крушат ржавые ларьки и аттракционы. Что удивительно, аудитория комментаторов на этот раз разделилась более кардинально – у парка в стиле 1990-х нашлось немало поклонников, не желающих возвращения его исторического облика 1930-50-х. Пишет vivjen_smitsmit: «Зачем восстанавливать то, что умерло и не отвечает духу времени? Другое время, другие задачи! Сейчас не нужно никому проникаться всякой пропагандой. Для меня Парк Горького – это 90-е, это Wind of Change такой, почему бы не законсервировать лучшие моменты этого места? Вернуть первые кооперативные шашлычные и тому подобное? Вот это будет круто, если сделать грамотно». Eleeiin выразил мнение многочисленных недовольных демонтажом старых каруселей: «Такое впечатление, что ваш репортаж вообще заказной. В парке всегда все было ухоженно и красиво... Раньше парк посещал в основном средний класс, а теперь там уровень будет для более богатых людей... Убирают аттракционы, аналога которых вообще в России пока нет».

В числе посетителей блога Ильи Варламова так и не нашлось сторонников реконструкции парка в духе сталинской помпезности, но на просторах сети они, конечно же, есть. Например, блоггер dubrovsky2009 собрал материал о стоявших в парке в 1930-е гг. копиях античных статуй и скульптурных вариациях на эту тему Ивана Шадра, Матвея Манизера и др. «Жаль, что в основном они были из гипса и простояли (как пишут) от силы лет десять, не более, – сокрушается автор. – Да и сама атмосфера 30-х годов с парадами физкультурников (навевавшая мысли о греческом культе спорта, красоты и силы) тоже ушла». dma100 считает, что тут не обошлось без влияния тоталитарной Германии. Но dubrovsky2009 не согласен: «Создан он независимо и даже ДО появления нацистской скульптуры и эстетики, до Брекера. Точно так же как советские парады комсомолок-спортсменок (аналогичные тому, что показано на Олимпиаде 1936 года у Ленни Рифеншталь) были еще в 1920-е годы».

Кстати, тема об использовании тоталитарных символов нацисткой Германии внезапно всплыла в сетевых дискуссиях и благодаря порталу Openspace.ru, где недавно был опубликован скандальный материал, анализирующий стилистику вышедших накануне рекламных плакатов сочинского «Горки-города». Журналист Глеб Напреенко, напомним, нашел в этих плакатах много от немецкого искусства 1930-40-х годов и выявил новый стиль, родившийся в ходе сочинской кампании – «стиль Путин». Плакатный образ и архитектуру «Горки-города» автор называет колонизаторским – т.е. нынешние «аристократы» приходят в Сочи и создают себе курорт, абсолютно чужой местной культуре. Статья вышла странная, зато громкая – блоггеры дружно окрестили ее компроматом.

Присоединившиеся к дискуссии знатоки современного искусства, тем временем, сочли, что в этом тексте многое притянуто за уши. Пишет prussak: «Что дурного в колонизации, то есть освоении и окультуривании своей же территории? Отчего-то вам не по нраву и то, что на роликах все белокожи, и то, что черкешенки там не пляшут с бубнами? Попытка через Филиппова и иллюстраторов выйти на «стиль Путина» – грандиозна. Видимо, вам неведомо, что Филиппов далеко уже не питерский архитектор, и что неотрадиционализм, вами апострофируемый только как синоним фашизма, более всего распространен, скажем, в США или Великобритании». Vitaliy Kalashnik замечает: «Аналогии здесь уместны и это очевидно, но уж скорее с советским послевоенным агит-реализмом, а не с нацистской визуальной эстетикой. Так же в этом значительно больше античности, чем Лени Рифеншталь…» Архитектор Ефим Фрейдин тоже недоумевает: «Неужели, заказывая промо-компанию «профессиональным дизайнерам», пусть и с «неоакадемическими убеждениями», имеет значение, на какой именно реализм они ориентируются?» Фрейдин уверен, что «классика столь же интернациональна, как рационализм. Оппозицией могут выступить национальные стили, коих, вероятно на этом этапе глобализации, в Сочи почти нет. Как вы там вытащили фашистский контекст – не понимаю». Тем временем Марат Гельман, которого авторы плакатов попросили защитить от «наезда» главного редактора Openspace.ru Екатерины Деготь «за фашизм», сохранил нейтралитет: «Вообще больших стилей так мало, и мне кажется, что когда проходит время дизайнер может пользоваться им не заморачиваясь о былом значении». Гельмана большинство поддержали, пишет landsknecht83: «Нормальные симпатишные картинки. А фашизмы и прочие тоталитаризмы сейчас из пальца высасываются повсеместно. Это нынче мода такая».

Новыми сетевыми дискуссиями, как всегда, радует Пермь: правда, в этот раз блоггеры продолжили спорить уже в оффлайне, а именно в суде. Накануне газета «Коммерсант» опубликовала материал о судебном разбирательстве между пермским правозащитником Денисом Галицким и местными властями: активист требует, чтобы Марат Гельман убрал граффити, которыми Музей современного искусства PERMM полгода назад разрисовал подпорные стены у краевого заксобрания. У Галицкого есть сторонники, вот что пишет в комментариях в его блоге andrei_mex: «Граффити – слабое оружие в борьбе за красоту городского пространства. Удел слабых руководителей, занавеска для прикрытия проблем, имитация. andrei_mex добавляет: «Власть заполняет вакуум реальной политики преобразования города. Бессмысленно проектировать облик города или теоретизировать о том, как придать ему приятный и упорядоченный вид, не понимая присущего ему внутреннего, функционального порядка». Сам же Денис Галицкий признает, что отнюдь не все настенное творчество так безобразно, как хохломская роспись у Дома Советов, просто последняя «скорее подхлестывает подростков, наглядно свидетельствует, что нет запретных мест». В качестве примера уместного настенного творчества активист приводит граффити на стене Дягилевской гимназии – «вдали от «красной линии», видимое с одной из главных улиц Перми (ул.Сибирская)». Напоминающий античные изображения рисунок к тому же подходит к дореволюционному зданию по стилю.

Напоследок – обзор состояния московских площадей, опубликованный в блоге уже упоминавшегося Ильи Варламова. Пост предваряет исторический экскурс, пафос которого довольно антиисторичен: «пожар способствовал ей много к украшенью», цитирует автор Грибоедова. Про допожарную Москву Варламов пишет как про «откровенно дрянной город», что вызвало даже реплику известного градозащитника Александра Можаева: «Такого тона, знаете ли, даже советские путеводители себе не позволяли». Впрочем, не исторической точностью ценен пост Варламова, а очень выразительными фотографиями, рассказывающими о том, как столица при Юрия Лужкове лишилась нескольких важнейших площадей – Манежной, Курского вокзала, Павелецкого и проч. Любопытно, что те, кто читает и комментирует блоггера, в большинстве поддерживают антиисторический вызов автора: «Город должен развиваться! Обязательно должны строиться новые красивые дома, а ветхие и никому не нужные сноситься, Москва вообще всегда оживлялась после пожаров, политических коллизий и прочих неурядиц».
zooming
Сколково, градостроительная концепция AREP © AREP
zooming
Большая Ордынка, 47, попытка сноса. Фото Ильи Варламова, zyalt.livejournal.com
zooming
Павильон «Шестигранник». Фото Ильи Варламова, zyalt.livejournal.com
zooming
Площадь Маяковского. Фото Ильи Варламова.
zooming
Площадь перед Курским вокзалом. Фото Ильи Варламова.
zooming
Сколково, градостроительная концепция OMA © OMA
zooming
Сколково, градостроительная концепция Sweco © Sweco
zooming
Сколково, градостроительная концепция Mecanoo © Mecanoo
zooming
Рекламный плакат Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru

20 Мая 2011

Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Равный полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.