Заседание ОЭРГ 5 апреля 2007

5 апреля рассматривались: проект реконструкции пассажа на Кузецком мосту и здание в Подсосенском переулке Павла Андреева, физкультурный центр в пансионате мэрии «Чайка» рядом с усадьбой Покровское-Стрешнево, надстройка дома на Тверской, строительсвто новых домов на Николоямской улице, в Б.Тишинском пер. и в 1 Кадашевском пер., и проект «Остоженки» в Столярном переулке

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

06 Апреля 2007
mainImg
0 Первым рассматривали проект строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на территории пансионата «Чайка» (архитектор А.А. Елин). Он находится севернее знаменитой подмосковной, а сейчас уже московской, усадьбы Покровское-Стрешнево и входит в охранную зону усадьбы, но территория пансионата, на которой никогда не было парков, а только поля – не памятник. Однако пансионат интересен не столько соседством с усадьбой, сколько тем, что здесь сохранились три очень интересных образца «дачного модерна» начала XX века. Один из домов (дачу Носенкова), меньше всего похожий на привычный модерн, в 1909 году в соавторстве с В.А. Симовым построил один из братьев Весниных, Леонид Александрович, позднее известный проектами авангардных жилых комплексов.
Это был поселок актеров МХТа, поэтому неудивительно, что одна из дач называется «Чайка» – потом она дала имя пансионату. В 1918 г. по личному указанию В.И. Ленина дачный поселок отобрали у актеров и сделали домом отдыха ВКПб, потом МГК КПСС, сейчас это пансионат Управления делами московской мэрии. В 1930-е гг. часть его территории отрезали для канала Москва-Волга, который стал западной границей поселения. До 1950-х гг. дом отдыха использовал старые дачи, после войны здесь построили несколько новых зданий; в конце 1990-х немного южнее возник комплекс таунхаузов «Покровские холмы» и многоэтажное здание фирмы «Конти».
Новый физкультурный комплекс собираются построить на месте стадионов и теннисных кортов – это единственное незастроенное и не засаженное деревьями место. Показанный архитектором проект – распластанное по земле здание, желтоватостью стен оно стремиться слиться с природой, а округлостями крыш – подружиться с дачами МХТа, не вызвал возражений. Препятствием к утверждению проекта оказалась ошибка в документации – тогда как все бумаги свидетельствовали, что территория строительства находится в охранной зоне памятника, но в одной из них было написано: «на территории памятника». Одно от другого существенно отличается, так что, хотя все сошлись в том, что это, скорее всего, ошибка, утверждение было отложено до ее исправления или до уточнения. Однако у истории есть и еще один, скажем так, положительный побочный эффект – сделанное для проектирования историческое исследование позволило представить на охрану три сохранившиеся дачи МХТ. Очень хочется, чтобы это произошло.
Затем архитектор Павел Андреев показывал два своих проекта: реконструкции пассажа на Кузнецком мосту и проект дома в Подсосенском переулке.
В первом сейчас находитсяГосударственная научно-техническая библиотека, для которой должны построить большое новое здание. Дому на Кузнецком мосту, после выселения библиотеки планируется вернуть первоначальную торговую функцию, то есть сделать в нем пассаж и отреставрировать, разобрав и восстановив часть, находящуюся в настолько аварийном состоянии, что ее восстановить практически невозможно.
Здание, о котором идет речь, вытянуто между Кузнецким мостом и Пушечной улицей: в те времена, когда здесь был торговый пассаж, через него можно было пройти по прямой насквозь. На каждую улицу выходит по массивному корпусу, на Пушечную – трехэтажный, построенный между 1873 и 1877 архитектором Каминским, который начинал проектировать этот магазин по заказу известного чаеторговца Попова. Парадный пятиэтажный корпус, выходящий на Кузнецкий мост, построил архитектор Резанов после 1877 г.; он же соединил оба корпуса трехэтажной галереей, тянущейся внутри двора. Затем в 1883 г. в здании Каминского по Пушечной улице пробили арочный проход, сделавший галерею между двумя улицами абсолютно прямой. Реконструкция XIX века оказалась не очень удачной, потому что именно из-за нее в старом корпусе сейчас появились трещины и его требуется разбирать и строить заново с сохранением фасада. Который, кстатисказать, был искажен дважды – когда пробили арку и недавно, лет примерно десять назад. Правда, надо сказать, что необходимость разобрать и восстановить часть корпуса по Пушечной улице в итоге позволит выкопать под этой частью дома небольшой паркинг.
Где-то в начале XX века все здание перешло к братьям Джангаровым, устроившим здесь банк, для чего пассаж перегородили и разместили в галерее дворового корпуса кассовый зал. В советское время место банка заняла библиотека; теперь дому собираются вернуть изначальную и очень родную Кузнецкому мосту торговую функцию. Что было поддержано всеми присутствующими при условии, если библиотеку действительно не ущемят.
Помимо разборки и восстановления фасада по Пушечной улице, рядом с которым, как удачно заметил кто-то из участников ОЭРГ, уже страшновато ходить, настолько он аварийный – еще планируется снести небольшие хозяйственные домики во дворе, построенные для того же чаеторговца Попова в 1870-е гг., а утраченную площадь возместить, в частности, небольшим расширением чердака, где будут устроены небольшие апартаменты-пентхаузы. Примерно так, как это делалось, по словам архитектора, в XIX веке, когда рядом с магазином устраивали квартиры для владельцев.
Итак, имеется в целом приятный порыв восстановить по форме и по сути один из пассажей конца XIX века – не самое, конечно, яркое здание Кузнецкого моста, однако такое, без которого это во многих отношениях знаковое место сегодня немыслимо. После чего неплохо сохранившиеся интерьеры с лепниной, стеклянными крышами и гигантскимиарками галереи, во-первых, приобретут более адекватный вид, потому что уберутся библиотечные стеллажи и переборки, а во-вторых, на него сможет посмотреть намного больше людей, чем сейчас.
Итак, замысел был признан благим, однако обсуждение все же не привело к положительному для проекта результату. Проект не утвердили, решением стало «принципиальное одобрение, а не согласование». Почему? Из-за опасения, что в конечном счете после согласования все пойдет не так, как задумано. В качестве примера В.И. Шередега привел историю с регенерацией квартала в Китай-городе, когда в генеральном проекте все было хорошо, но конкретные исполнители частей этого замысла все испортили. Чтобы избежать подобного неконтролируемого искажения старой застройки уже после согласования, возникла идея объединить всех заказчиков, работающих в этом квартале, в единую организацию, которая бы отвечала за адекватность реконструкций. Высказанные опасения нельзя признать беспочвенными – примеры искажений есть и их немало. С другой стороны – объединить заказчиков сложно, почти невозможно. А в данном случае речь идет о реконструкции одного здания, а не квартала. А здание может обрушиться, пока заказчики будут объединяться.
Итог обсуждения такой: проект еще не прошел необходимых предварительных утверждений, поэтому быть согласованным ОЭРГ он пока не может в принципе. Кроме того, весь квартал, в котором расположено здание, планируется вскоре поставить на охрану как достопримечательное место. Заодно стало известно, что он – один из шести кварталов, для которых «готовится задание на концепцию реконструкции». Проект принципиально одобрили, рекомендовав заказчику, «чтобы в работах поучаствовали специализированные реставрационные подразделения». С тем, чтобы вернуться к нему, когда «мастерская №4 разработает градостроительно-регламентную статусную документацию».
Второй проект Павла Андреева был рассмотрен вне графика – это проектное предложение размещения административно-жилого комплекса в Подсосенском переулке, в районе улицы Воронцово поле, недалеко от Курского вокзала. Это место оказалось более сложным. Здесь планируется снести несколько небольших домов и построить на их месте здание, длинными ступенями повышающееся в сторону двора – первая ступенька, выходящая на красную линию переулка, будет 3-этажной, затем две по 6, одна 7-ми и одна 8-этажная. Таким образом, со стороны двора здание будет даже немного выше стоящего по соседству сталинского жилого дома. Впрочем, со стороны Воронцова поля дом выглядит как лесенка-переход к этому «соседу». Со стороны переулка – по высоте окажется приблизительно на уровне домов, стоящих во дворе.
Проект не утвердили по нескольким причинам: прежде всего, участок строительства находится внутри охранной зоны. Ее границы собираются скорректировать, так, чтобы под охрану попадала только та часть, которая примыкает к переулку и где запланирован трехэтажный объем. Более высокие ступеньки должны оказаться вне охранных границ – однако, по документам коррекции охранной зоны еще не произошло, только рекомендации. Вторая проблема – на участке сейчас стоит несколько домов, и все их уже решено снести, кроме одного, в муниципальной собственности. Чтобы его снести, нужно еще одно согласование, которого пока нет. Если же его разрешат снести – то разрушенный фасад собираются восстановить на новом здании – и стилизовать под него, то есть под двуэтажный дом середины XIX века, два других новых фасада, выходящих в переулок. Стилизации выстраиваются во фронт с красной линией, будучи приложены к новому объему, который дальше, во дворе, развивается уже по вполне модернистским законам – с большими прямоугольным окнами и тонкими перемычками между ними. Итак, рассмотрение проекта признали предварительным, согласившись заняться им еще раз после того, как будет известно решение о сносе последнего дома, уточнены высотные ограничения, и определятся границы охранной зоны.
Следующим был показан проект надстройки дома на Тверской, 24, часть которого принадлежит стоящей рядом гостинице «Мариотт». Сейчас здание гостиницы хорошо заметно в ряду тверских фасадов благодаря относительно новым изумрудно-зеленым колонкам и арочкам. Дом, который хотят надстроить, стоит рядом со стороны городского центра, на пересечении Тверской со Старопименовским переулком. Четыре этажа построил в 1893 г. архитектор И.П. Херодинов – это довольно обычная, хотя по нашим временам – симпатичная московская эклектика, лепнина над сандриками, рустовка по всем фасадам и несколько коринфских пилястр на угловом скруглении. Кое-что старомосковское сохранилось и во дворе. В 1930-е, точно неизвестно когда дом настроил точно неизвестно кто двумя плоскими этажами – очевидно, чтобы получить немножко допплощадей. Теперь владельцы хотят повысить здание еще на полтора этажа, добавив над скруглением половинку плоского купола, а над карнизом – несколько эклектически-барочных фронтончиков и спрятав еще один этаж за округлой кровлей. В рендерах, надо сказать, проект выглядит довольно-таки плоским, хотя изогунтая кровля и перекликается с соседним «Мариоттом». Проект, представленный на рассмотрение уже вторично, не был утвержден и на этот раз: в нем не предусмотрено достаточное количество парковок, повышение линии фасада, «по-питерски» нивелирующее улицу, показалось сомнительным и, что, наверное, главное – такая реконструкция грозит уничтожением остаткам московской застройки, сохранившимся во дворе дома. Проекту было рекомендовано «расширяться не по вертикали, а по горизонтали».
Проект строительства нового офисного здания на месте дома по Николоямской улице, 36/7 (тоже недалеко от Курского вокзала) обсуждается с 2003 года. У этого здания несчастная судьба – до 1980-х это был несложный, но милый домик XIX века, частью кирпичный, частью деревянный. В начале 1990-х он претерпел реконструкцию, после которой стал весь кирпичный с железом внутри, то есть, по сути, превратился в новодел тех же двухэтажных размеров. И этот новодел с тех пор уже неоднократно горел и стал руиной, в которой сложно распознать постройку, по сути, всего лишь 20-летней давности. Снос этого страдальца уже разрешен, вопрос – в том, каких масштабов здание его заменит. Быстро выяснилось, что для этого места указаны, как минимум, две противоречащие друг другу отметки максимальной высоты: 18 метров и 21 метр, какая из них законная – точно неизвестно, а спроектированная высота дома, 19,75 м, находится где-то посередине. Вопрос отложили до уточнения.
Жилой дом в Большом Тишинском переулке, 43/20, собираются построить на месте предшественника, пребывающего в аварийном состоянии, снос которого уже согласован. Этот предшественник построен в 1895 году трехэтажным, и потом надстроен в 1957 г. До этого, надо сказать, вплоть до конца XIX века место было пустым – здесь сдавались в аренду огороды; после 1890 года тут некоторое время существовала конюшня, где держали своих лошадей владельцы соседних участков – «лошадиный гараж», по образному выражению автора исторического анализа участка.
Во время обсуждения произошел любопытный казус – выяснилось, что авторы проекта убеждены в своей обязанности восстановить фасады трех сносимых этажей конца XIX века на том же месте и в тех же формах. ОЭРГ убедили их в том, что это не так – ни в одном из документов не нашлось подобного предписания. Поэтому авторам посоветовали спроектировать современное здание и не на прежнем месте, а с отступом от красной линии улицы, чтобы потом, если будет надо, ее можно было расширить – потому что все соседние здания уже стоят с отступом, кроме одного – небольшого двухэтажного доходного дома. Последнее, как признали эксперты, конечно же в итоге оказывается под ударом – хотя небольшое здание, если будет надо расширить улицу, можно перенести с места на место; а вот построенный на деньги инвестора новодел перенести уже, наверное, не получится. Архитекторы стоически восприняли рекомендацию, сказав, что новое здание проектировать приятнее.
Затем архитектор Д. Гусев из бюро «Остоженка» представил проект офисного здания в Столярном переулке, 5. Его собираются построить на месте старой АТС: до недавнего времени телефонные станции размещались в больших многоэтажных строениях, где каждый этаж был около 5 метров в высоту. Теперь цифровые станции занимают не более двух обычных этажей, и устревшие станции сносят. Для места, занятого одной такой АТС, предназначен проект мастерской Скокана. Это Т-образный объем, один из фасадов которого срезан по косой линии, чтобы не загораживать окна стоящему рядом жилому дому. Проект, который пока что был показан лишь в объемно-планировочном виде, не вызвал никаких возражений, тем более, что все бумаги у него были в порядке. Однако же возражения вызвала функция – здание строится для офисов, а по недавнему постановлению мэрии, в центре требуется жестко ограничить объем офисных пространств. Поэтому, выразив в целом приязнь к архитектурному замыслу одной из лучших московских мастерских, проектировщикам рекомендовали получить отдельное разрешение на административную функцию постройки в Москомархитектуре.
Перед окончанием заседания был показан проект строительства офисного здания в 1 Кадашевском переулке, недалеко от знаменитого памятника «нарышкинской» архитектуры – церкви Воскресения в Кадашах. Церковь, правда, стоит хотя и поблизости, но в другом квартале и через улицу, по диагонали от места, на котором запланировано строительство, и ближе к набережной. Проблема, которая обсуждалась на заседании – другая.
Показанный проект – ампирообразная разновидность классики, розовый дом с термальным окном во фронтоне и рустом на первом этаже. Внутри участка он четырехэтажный, а в переулок выходит трехэтажным фасадом. Еще три этажа врыты в землю. На обсуждении был показан и первоначальный вариант проекта, тоже ампирный, но повыше и смахивающий уже скорее на неоклассику, отягощенную сталинскими балюстрадами, с ионическими колоннами в три этажа высотой. Но этот, второй, судя по всему уже не актуален.
Дом планируется построить на участке, где когда-то стояло двухэтажное здание, как было замечено на заседании, «и не такое». Сейчас участок пустой, но он вплотную примыкает к другому, где находятся здания «Вдовьих домов» Третьякова. Главный «вдовий» дом – достаточно известный памятник, а его сторожку, к которой вплотную собирается примкнуть новый дом, экспертная комиссия признала памятником непосредственно за один день до заседания ОЭРГ, 4 апреля. Таким образом, если недавно новое здание планировалось всего лишь стоящим рядом с территорией памятника, то теперь оно пристраивается вплотную к вновь признанному памятнику. Соответственно, все сошлись на том, что вопрос теперь должен решать Методический совет Минкульта, куда его и переадресовали.
Итак, несложно заметить, что на заседании 5 апреля обсуждали очень даже интересный материал, однако ни один из проектов, даже откровенно симпатичных, утверждения не прошел.

В состав ОЭРГ входят: МосКомАрхитектура, МосКомНаследия, ЭКОС
Заседание Объединеннной экспертной рабочей группы (ОЭРГ). Все фотографии Юлии Тарабариной
«Чайка». Дачи начала XX века
Предпроектное предложение по размещению физкультурно-оздоровительного комплекса. Никольский туп., вл.2 («Чайка»). ООО Компания «Стройгрупп». Архитектор А.А.Елшин
Предпроектное предложение по реконструкции здания по ул. Кузнецкий мост, 12,3, стр. 1-2. «Моспроект-2», мастерская №14. Архитекторы П.Ю. Андреев, С.Г. Павлов
Здание по ул. Кузнецкий мост, 12,3, стр. 1-2. «Моспроект-2», мастерская №14. Архитекторы П.Ю. Андреев, С.Г. Павлов. Схема расположения здания внутри квартала
Здание по ул. Кузнецкий мост, 12/3, стр. 1-2. План. Вверху - корпус по Пушечной ул.(будет разобран и реконструирован), внизу - корпус по ул. Кузнецкий мост
Проектное предложение размещения административно-жилого комплекса в Подсосенском переулке. «Моспроект-2», маст.№14. Архитектор П.Ю. Андреев. Вверху – макет квартала до, внизу – после строительства
Проектное предложение размещения административно-жилого комплекса в Подсосенском переулке. «Моспроект-2», маст.№14. Архитектор П.Ю. Андреев. Развертки по ул. Воронцово поле и Подсосенскому переулку
Предпроектное предложение по реконструкции с надстройкой административного здания ОАО «Москапстрой». Ул. Тверская, 24/2. ЗАО «Арх.Ин». Архитекторы В.И. Лозин, В.Н. Мартынов. ВВерху = современное состояние, внизу – проектное предложение
Проект по размещению офисного здания с подземной автостоянкой в 2-х уровнях. Николоямская, вл. 36/7, вл. 34, стр.1. «Альбион-М». Архитекторы: Б.Н. Иноземцев, С.М. Оглио
Проект по размещению офисного здания с подземной автостоянкой в 2-х уровнях. Николоямская, вл. 36/7, вл. 34, стр.1. «Альбион-М». Архитекторы: Б.Н. Иноземцев, С.М. Оглио
Предпроектное предложение на строительство жилого здания с подземной автостоянкой . Бол. Тишинский пер., 43/20. ООО «Архитектурная мастерская »ВИПРОЕКТ", архитектор И.В. Иванов. Предложенный проект. Три ниних этажа – новое строительство в прежних формах, четыре верхних этажа – новый проект.
Предпроектное предложение на строительство жилого здания с подземной автостоянкой . Бол. Тишинский пер., 43/20. ООО «Архитектурная мастерская »ВИПРОЕКТ", архитектор И.В. Иванов. Современное состояние здания, на месте которого планируется новое строительство
zooming
Предпроектное предложение строительства администратично-офисного здания со встроенной АТС. Столярный пер., 5. АБ «Остоженка». Архитекторы А.А. Скокан, Д.Гусев
Предпроектное предложение строительства администратично-офисного здания со встроенной АТС. Столярный пер., 5. АБ «Остоженка». А.А. Скокан, Д.Гусев
1-й Кадашевский пер. Место размещения нового офисного здания
1-й Кадашевский пер.
Предпроектное предложение регенерции участка под размещение офисного здания с подземным гаражом (1-й Кадашевский пер., вл.4-6). АрхСтрой. С.А. Щербаков, М.В. Королева

06 Апреля 2007

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.