Заседание объединенной экспертной рабочей группы, 12 июля

На заседании 12 июля утвердили только один проект – административно-хозяйственный комплекс архитектора Павла Андреева на 1 ул. Ямского поля рядом с ГипроГором. Обсуждались – проект на месте остатков Немецкого рынка, в очередной раз – дом на углу Лялина переулка, проект многофункционального комплекса на М. Почтовой рядом с новым корпусом МГТУ, перестройка двора дома №6 на Б. Дмитровке и небольшой магазин на границе будущего квартала рядом с Донским монастырем

mainImg

Недалеко от метро «Бауманская», на улице Фридриха Энгельса, сохранилось несколько каменных лавок от когда-то бывшего здесь Немецкого рынка. Основная часть рынка находилась в стороне, но несколько периферийных построек – это все, что осталось. Приблизительно год назад здания бывших лавок сгорели и теперь находятся в жутком состоянии. Теперь на этом месте задумано строительство. Остатки Немецкого рынка недавно были представлены на звание памятника, однако им было отказано – кроме того, в этом месте планируется скорректировать охранную зону, исключив из ее границ весь участок будущего строительства – треугольник между улицами Фридриха Энгельса, Ладожской и проездом Немецкого рынка, параллельным Волховскому переулку. Правда, охранная зона сейчас охватывает не весь участок, а лишь небольшую его часть; и дома по Ладожской улице новое строительство не затронет.

Придя на заседание рабочей группы, автор проекта архитектор С.А. Образцов признался в том, что пришел не за резолюцией, а за советом – что делать? Ломать, не ломать или ломать и воссоздавать? Архитектор показал три варианта нового здания, сделанные, по его собственному признанию, вчерне. Первый вариант обычен для современной Москвы, так включает исторические фасады в тело нового объема, протянутого вдоль улицы и проезда. Во втором домики Немецкого рынка вынесены вперед, а новые корпуса поставлены большими поперечными улице блоками во дворе. Наконец, третий вариант похож на второй, но в нем новые корпуса нависают над домиками внушительными консолями. К чести автора надо заметить, что он подчеркнул свое нежелание сразу же бежать в «сносную» комиссию за разрешением на снос, а на планшетах можно было увидеть детальную роспись необходимого ремонта. Однако в обсуждении, раз уж статуса памятника бывшие лавки не получили, чаще фигурировало воссоздание. Под всей территорией запланирована двухъярусная подземная парковка, ориентированная пока что на 158 машин.

В связи с чем возник закономерный вопрос – если уж сносить, то стоит ли тогда воссоздавать? Присутствующий на заседании советник РААСН Юрий Волчок озвучил простую идею – не стоит ли «раскрепостить архитектора, и не делать эти кукольные фасады, раз их все равно не сохраняют?... Сделать нормальный квартал, сохраняя исторические параметры».
Остальные участники обсуждения высказали менее радикальные мнения. Так, прозвучало предложение акцентировать треугольную форму участка – у него, правда, сразу же нашлись свои оппоненты – такой акцент на контурах может привести к появлению «очередного» треугольного здания, которое заполнит весь двор. В конце концов эксперты оказались солидарны в нескольких вещах: во-первых, все отдали предпочтение варианту номер 2, в котором старые домики и новые блоки стоят раздельно; между ними, по мнению большинства присутствовавших, должен сохраниться внутренний проход – дело в том, что рыночные лавки когда-то открывались в обе стороны, и на улицу и во двор, и пройти вдоль них, соответственно, было можно как с лицевой, так и с тыльной стороны. Во-вторых, если домики сохранять, а большинству явно импонировало именно такое решение, то не хотелось бы их сливать с современными объемами, выстраивая очередную муляжную стенку: все были за то, чтобы оставить исторические объемы, пусть даже воссозданные, «в покое», а новые корпуса расположить позади. Консультативное обсуждение завершилось рекомендацией «идти по схеме», последовательно выясняя законные возможности и ограничения участка. Даже если здесь будет ликвидирована охранная зона и будет решено сносить остатки Немецкого рынка, образовавшийся участок все равно останется исторической территорией, и построить на нем нечто слишком крупное в любом случае будет невозможно.

Похожую тему затронул еще один из показанных экспертам проектов – многострадальный дом на углу Лялина переулка. Его обсуждают уже давно и рассматривали многократно, в частности, 19 апреля - тогда выяснилось, что дом, рекомендованный историками для реставрации, уже приговорен к сносу. Ответом на это было требование буквального реставрационного воссоздания – сейчас архитекторы показали несколько вариантов такого воссоздания. Только один из них был, как и прототип, трехэтажным – остальные добавляли еще один этаж, правда, под скатной вальмовой кровлей. В ходе обсуждения выяснилось, что показанные чертежи несколько сомнительны по части размеров – все здания на них «притянуты» по высоте к соседним, от 2-х до 4-х этажных. Это один из очевидных признаков того, что после согласования дом собирается немного «подрасти» с высоту самовольно – подобные случаи известны. Обнаружив несоответствие, эксперты отклонили проект, заметив, что еще не поздно поставить домик на охрану – все же внутри него обнаружены остатки сводчатых перекрытий XVIII века. Откровенно говоря, теперь это вряд ли случится, однако проект был вновь отправлен на доработку: авторам было рекомендовано привести материалы в соответствие с данными и представить свою работу на научно-методическом совете. Любопытно, что проект на этот раз представляла архитектор, живущая в соседнем доме – как будто бы это сделано для того, чтобы сгладить вероятные конфликты с жителями.

Экспертам были представлены два проекта архитектора Павла Андреева: на 1 ул. Ямского поля и на Большой Дмитровке. Первый был утвержден и достаточно быстро. Проект предполагает строительство административно-хозяйственного комплекса рядом с бывшим зданием ГипроГора – между двумя строениями, принадлежащими одному заказчику, останется небольшой узкий проход – только это вызвало у экспертов несколько возражений. По ходу возникло предложение устроить между ними остекленный проход-пассаж, однако его сразу же отвергли, так как света обоим зданиям это не добавит, но подобная затея может потребовать полного технического переоборудования здания ГипроГора. Таким образом, «принципиальных возражений» не возникло, однако «есть сомнения в излишнем уплотнении территории».

Второй проект был полностью согласован некоторое время назад, и сейчас речь шла только о корректировках внутри двора. Речь идет о реконструкции дома № 9 по Большой Дмитровке, известного москвичам как магазин «Чертежник», а также о полной замене всех многочисленных построек внутри его двора. Дом на Дмитровке был построен архитектором Адольфом Эрихсоном в 1903 году, он сохранил фасад, лепнину на первом этаже и лестницу; интерьеры верхних этажей дважды перелицованы, во второй раз недавно, когда в 1990-е там сделали офисные евроремонты. Дворовые корпуса, числом девять, построены по проекту архитектора Баркова несколько раньше, в 1897-1900. Их архитектура менее интересна, на их местах будут построены новые корпуса. Изменения проекта состоят в том, что задуманный ранее во дворе полукруглый корпус сменился рядом параллелепипедов, наследующих места и в общих чертах объемы разрушаемых зданий, на 1-2 этажа превосходя их по высоте (4-этажные корпуса заменятся 5-6 этажными). Их планы повторяют сносимые дома, очертания прямоугольные, а фасады в одном из вариантов – зеленые, модернистские, с живописными асимметричными окнами.
Утвердить изменения помешало то, что со времени последнего согласования этого проекта многое изменилось: дом А. Эрихсона обзавелся «предметом охраны» - в нем охраняется главный уличный фасад снаружи и парадная лестница внутри; кроме того, сейчас это владение входит в объединенную охранную зону №38. Таким образом, теперь повышение этажности происходит на внутри объединенной охранной зоны (№38), поэтому проект был направлен на повторное рассмотрение методсовета. 

Рассмотренный повторно проект многофункционального комплекса на Малой Почтовой, 12, был охарактеризован автором «культурный центр с элементами бизнеса», а присутствующими – как технопарк. Он совмещает апартаменты, жилье, выставочные залы и физкультурно-оздоровительный центр с баней – на этом месте, по словам архитектора, некогда были бани. Предназначенное комплексу место сейчас занято заводом, который будет выведен; оно находится недалеко от набережной Яузы, рядом с 3-м транспортным кольцом и между недавно достроенным корпусом МГТУ им. Н.Э. Баумана и очаровательной старообрядческой церковью начала века. Это соседство оказалось наиболее проблемным – потому что громоздкие угловатые корпуса грозят окончательно задавить и спрятать за собой маленький храм. Поэтому от авторов потребовали приготовить к следующему рассмотрению более подробные ландшафтные «врисовки» задуманного здания с видами от Госпиталя на церковь. Предварительное архитектурное решение, сочетающее массивные прямоугольники, сочетающие остекление двух цветов, «золотистое» и голубоватое, также не пришлось экспертам по вкусу – автору рекомендовали поискать другое решение формы, цвета и материала, подчеркнув, что даже бетонный корпус Бауманки смотрится изящнее.

Кроме того, было отказано в рассмотрении уже неоднократно выносившемуся на утверждение проекту гостинично-делового комплекса на Большой Пионерской ул. Для этого участка раньше было спроектировано здание в виде подвешенного над землей шара, но заказчик отказался от этого варианта и теперь его заменили скучноватым ступенчатым домом отдаленно напоминающим ар-деко. Впрочем, отказали проекту не из-за архитектурных достоинств, а по причине более банальной – он не прошел требуемого утверждения на бюро ЭКОСа.

Еще один проект, показанный 12 июля, любопытен самим фактом своего появления. Это маленький двухэтажный павильон в «неважно каком стиле» - автор показал сразу три разных варианта, от скучного желтого до пластинчато-кирпичного. То ли магазин, то ли ресторан. Дело в другом – этот павильончик предлагается построить недалеко от Донского монастыря, к северо-западу – в скверике, примыкающем к заводу «Красный пролетарий». На месте этого завода «Ведис-групп» собирается построить большой квартал элитного жилья – проект Сергея Скуратова, занявший второе место на конкурсе, мы недавно описывали. По-видимому, запланированный в совершенно глухом сейчас месте магазин от торговой фирмы «Винтаж» торопится «застолбить» территорию обслуживания будущего шикарного микрорайона.
Эксперты, однако, отметили, что на этом месте никогда ничего не стояло и что оно входит в охранную зону больничного храма. А строительство на пустом месте в охранной зоне нарушает 40-й закон. Проект был снят с рассмотрения.

Обсуждение проекта:
Лялин пер., 1/36
Фотографии Юлии Тарабариной
Предпроектное предложение по размещению многофункционального торгового комплекса с подземной автостоянкой и апартаментами временного проживания. Ул. Фридриха Энгельса, д. 20/5 (консультативно). ООО «А3 лтд». Автор: С.А. Образцов
Ул. Фридриха Энгельса, д. 20/5
Ул. Фридриха Энгельса, д. 20/5. Зеленым контуром обведены сохранившиеся здания
Предпроектные предложения по регенерации жилого здания Лялин пер., вл. 1/36. ООО «Архитектурная мастерская АСТ». авторы: Т.А.Матвеева, С.А. Матвеев, В.П. Сизов
Лялин пер., вл. 1/36
Лялин пер., вл. 1/36
Предпроектные предложения строительства административно-хозайственного комплекса с подземной автостянкой. 1-я ул. Ямского поля, д.15, стр.2-4. ООО «Мастерская архитектуры №9». Авторы: П.Ю. Андреев, С.Н. Босин
Большая Дмитровка, вл. 9. Детали фасада А. Эрихсона и планы территории
Корректировка предпроектного предложения по регенерации и технической модернизации исторического домовладения с приспособлением под жилое здание и апартаменты ул. Большая Дмитровка, вл. 9. ГУП «ИТЦ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ». Авторы: П.Ю. Андреев, Н.О. Рутковский
Малая Почтовая, вл. 12. План участка с контурами проектируемого комплекса и вид на существующий завод
Предпроектное предложение строительства многофункционального бизнес-комплеса. Ул. Малая Почтовая, вл. 12. ООО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ». Автор: Ю.А. Пилецкий
Предпроектные предложения по размещению торгово-офисного центра с предприятием общественного питания. пересечение ул. Стасовой и ул. Малая Калужская. ООО «ТехИнвестСтрой». Рук. авт. колл. В.И. Эммануилов

13 Июля 2007

Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.