Пять летающих тарелок на берегу Сетуни. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 5 марта

На вчерашнем заседании Общественного совета был принят проект немецкого архитектора Хади Тегерани, похожий на марсианский городок, вкопанный в основание Поклонной горы. Также был принят градплан территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити», в общих чертах были принят «за основу» торговый комплекс на пр-те Сахарова, решено доделать смотровую площадку Гостиного двора – но очень аккуратно, гостинице «Усадьба-центра» в Вознесенском переулке и зданию еврейского общинного комплекса в Спасоглинищевском переулке был дан один месяц на раздумья и улаживание конфликтов

mainImg
Архитектор:
Хади Техрани
Проект:
Комплекс «Сетунь-Хиллс»
Россия, Москва

2007 — 2008

Немецкий архитектор Хади Тегерани, который уже несколько лет работает в России, а недавно приезжал в Новосибирск с лекцией про «транспарентную архитектуру», представил общественному совету новый проект – офисно-торговый комплекс «Сетунь-Хиллс», общей площадью более 700 тыс. кв. м. Он расположится к западу от парка Победы и займет некоторую часть «дикого» остатка Поклонной горы между Сетунью, Староволынской и Минской улицей, и дублером Кутузовского проспекта. Это поле, на котором недавно была свалка – по словам главного архитектора Москвы, сейчас на участке «представлены едва ли не все элементы таблицы Менделеева…» – поэтому перед началом строительства предстоит очистить не только наземное пространство, но и саму почву.

Проект, предложенный известным немецким архитектором для этой, как сказал мэр, «природно-свалочной зоны», больше всего напоминает то, как в фантастических фильмах рисуют марсианские поселения, городок летающих тарелок. Три из них примостились в центральной части участка, образовав компактный ансамбль куполов. Два других больше похожи на разомкнутые бублики – один большой и обращен стеклянным срезом в сторону Минской улицы и мечети Поклонной горы. Фактически, весь это стеклянный срез можно понимать как гигантскую смотровую площадку с видом на парк Победы. В центре большого бублика задуман окруженный деревьями идеально круглый пруд. Второй бублик значительно меньше – он расположился подальше от автотрасс, вкопавшись в землю по принципу античного амфитеатра и открывая для своих обитателей вид на Сетунь, самую живописную из рек нынешней Москвы.

Надо сказать, что проект не только лаконичный и красивый, но и очень «зеленый» - приблизительно половина рекультивируемой территории отведена под «экозону» - своеобразный «висячий сквер» с деревянными мостами и навесными дорожками, по которым все желающие (так было сказано) смогут прогуливаться, не топча травы.

Архитектурное решение комплекса, «лунный ландшафт» по точному выражению Александра Кузьмина, не вызывает особенных возражений. Но если вдуматься, то возникает любопытная ассоциация. Как было сказано, все вместе похоже на марсианский городок, чья главная по определению особенность – отгороженность от окружающей среды. На Марсе это понятно, там атмосфера непригодна для дыхания и логично, что если там когда-нибудь поселятся люди, то прежде, чем они смогут провести терраформирование планеты, им придется жить в куполах. Но мы-то на Земле, да еще и не в худшей части города – окрестности Сетуни по праву считаются одним из самых лакомых природных ландшафтов из числа тех, что расположены недалеко от центра. Откуда же у немецкого архитектора возник «марсианский» образ? Тут, строго говоря, может быть два варианта ответа – либо Хади вдохновился контекстом – куполом музея войны в парке Победы. Либо агрессивная московская среда кажется европейскому архитектору настолько чуждой, что напоминает о далеких мирах и чужих планетах?

Представляя проект Александр Кузьмин сделал акцент на его транспортной значимости и на том, что этот комплекс создает новые «места приложения труда» в нужном месте. «Сетунь-Хиллс» будет первым подобным центром в данной части ЗАО, «рассчитанным» на районы Матвеевское, Давыдково, Солнцево и др., откуда люди могли бы ездить на работу сюда, а не в центр. «Сетунь-Хиллс», таким образом, станет очередным шагом в программе перемещения очагов деловой активности из центра города в районы будущего Четвертого транспортного кольца и далее. А здесь как раз создание южного дублера Кутузовского проспекта, который будет идти от Третьего кольца через Аминьевское шоссе к МКАД. На пересечении его с Минской улицей за счет инвесторов будет создана специальная дополнительная развязка с эстакадой, подводящей прямо к нижнему уровню делового комплекса – для того, чтобы не загружать городские дороги. Александр Кузьмин напомнил собравшимся и о перспективах развития схемы метро: районы Мичуринского проспекта, Очаково и Солнцево должны получить линию легкого метро – предполагается, что этот «радиус» разгрузит юго-западную ветку. Эта «легкая» линия – фрагмент формирующегося «третьего контура метро», она будет протянута от Солнцево через Мичуринский проспект и Парк Победы к «Москва-Сити».

В отличие от многострадальной башни Хади Тегерани на Профсоюзной улице, проект «Сетунь-Хиллс» приняли почти мгновенно и без особенных возражений; как сказал мэр, «вопрос ясен давайте примем».

Вслед за этим повторно рассматривалась территориальная схема зоны, примыкающей к ММДЦ «Сити», образно называемая «Большое Сити». Во время обсуждения Александр Кузьмин несколько раз подчеркнул, что в данном случае на рассмотрение был вынесен ряд самых общих тем для этой территории – многочисленные подробности будут обсуждаться позднее. По словам главного архитектора Москвы, сегодня об этом участке в районе Звенигородского шоссе, Силикатных проездов и пр., от Ваганьково до Хорошевки ничего хорошего сказать нельзя – территория большей частью занята производственными и коммунальными объектами и представляет собой сплошную промзону. Стоит, однако, подчеркнуть, что помимо промзон в эту же территорию (общей площадью более 1000 га) входит строящийся деловой центр современной Москвы, ММДЦ «Москва-Сити».

Поэтому «норма офисов» для территории по словам Александра Кузьмина, почти выбрана. Собственно, из-за превышения процента планируемых офисов (а также из-за транспортных проблем) проект отклонили в прошлый раз. Решено, что общая сумма офисных площадей для этой территории не будет превышать 5 млн. кв. м (это вместе с Сити). Сейчас обе проблемы были скорректированы – решено сделать «пробивку» Звенигородского проспекта, разгрузить Краснопресненскую набережную и пр. С транспортом, по словам Кузьмина, сделано все возможное, поэтому, «чтобы этот участок не встал окончательно», следует отдавать приоритет жилью, гостиницам, спортивным и рекреационным объектам – таким функциям где «задействованы обратные транспортные потоки». В новом варианте почти в 2.5 раза увеличили объемы озеленения, доведя их до 16 %.

Административно-торговый комплекс на проспекте Сахарова на пересечении с Садово-Спасской улицей после предшествующего рассмотрения на общественном совете потерял свою административную составляющую – согласно предписанию мэра, из проекта убрали офисы. Таким образом, представленный совету проект был урезанным вариантом предыдущего. Общий объем и этажность сохранили, несколько перепланировав стилобат. Со словами  «не надо забивать этот участок очередным «чемоданом», выступил заместитель председателя Москомархитектуры Юрий Григорьев, предложив вместо пристраивания убрать половину и сделать сквер для раскрытия визуальных связей с прилегающими магистралями. На что председатель союза архитекторов России Юрий Гнедовский заметил, что нынешний вариант «с приставкой» ему нравится, в частности тем, что он намного легче, чем когда поднимается высота здания. Чтобы в результате всех этих манипуляций не пропал коммерческий интерес к объекту, Гнедовский предложил лучше сделать акцент на углу здания, чем разбивать сквер.

Юрий Лужков согласился с этим замечанием и в целом проект был «принят за основу» с условием подумать, как все-таки архитектурно решить угол здания. Мэр напомнил, что в таком виде новый объект формирует единый ансамбль с уже существующим комплексом. И хотя оптимальное решение пока не найдено, последний вариант в представленном макете очень к нему близок.

Переходя к вопросу перекрытия смотровой площадки Гостиного двора, Александр Кузмин напомнил собравшимся, что это, строго говоря, не новое строительство, а незавершенное. Надо его наконец завершить – сказал главный архитектор Москвы, а то объект даже не попал в профессиональные издания… Изначально при реконструкции Гостиного двора на крыше планировался ресторан и смотровая площадка с видом на будущий комплекс на месте гостиницы «Россия», для него даже сделали специальный панорамный лифт, который вот уже лет пять стоит без дела. Теперь инвестор хочет завершить комплекс. Планируется сделать прозрачное перекрытие верхней площадки, причем согласно расчетам, оно ни на сантиметр не поднимется над историческим окружением и будет ниже отметки торчащего купола Гостиного двора. Инвесторы предлагали сделать ресторан и 2 этажа, но этого здесь быть не может и никакого искажения исторического облика не будет, заверил всех присутствующих Александр Кузьмин. Министерство культуры с таким вариантом согласно и склоняется к максимально спокойной архитектуре, предполагающей минимум новизны и чисто функциональное решение.

Завязалось довольно-таки оживленное обсуждение. Александр Кудрявцев высказался за следование букве закона и всех согласований (сделанных уже очень давно, когда министром культуры была Наталья Дементьева), предупредил об опасности перспективы дальнейшего освоения кровли Гостиного двора и сказал, что «тут позволительна одна единственная форма, та, что зафиксирована в документе». Далее выступил Алексей Клименко, сказав, что с точки зрения ландшафтно-визуального анализа указал на то, что вид с Москворецкого моста на Гостиный двор не терпит горизонтали, ее надо в проекте минимизировать, чтобы не было подчеркнутого козырька. Мэр согласился с выступавшими и еще раз напомнил об исключении каких-то дополнительных «наростов» на крыше, потребовал максимально приблизиться к существующему профилю крыши, дабы не изламывать внешнего облика исторического здания. Таким образом из двух предложенных был согласован первый, самый спокойный вариант.

Самым напряженным оказалось обсуждение строительства третьей очереди делового комплекса «Усадьба-центр» в Вознесенском переулке. Против строительства протестуют жители соседнего дома; множество опасений высказывают органы охраны и приход расположенной поблизости церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. 
Показанный проект – третья очередь строительства зданий «Усадьба центра», две первые построены достаточно давно и хорошо известны; они расположены непосредственно за зданием мэрии на Тверской. Возникла заминка – представители инициативной группы утверждали, что согласно информации почерпнутой из БТИ, здания «Усадьба центра» находятся в частной собственности, а Юрий Лужков и инвесторы убеждали их в обратном.

Третья очередь – это гостиница, по словам инвесторов, «наивысшего класса», больше 5 звезд, на 90-95 мест с подземной автостоянкой. Загвоздка в том, что в существующем варианте гостиница вторгается на территорию соседнего жилого дома и практически съедает детскую площадку и объекты существующей там инфраструктуры. Плюс к тому недавно на прилегающем участке был выявлен новый объект наследия – домик XVIII века, поставленный теперь под охрану. Все это вместе с постановлением о точечной застройке потребовало пересмотра прежнего решения. В итоге нынешний вариант гостиничного комплекса буквально жертвует частью гостиницы (16 номерами) и частично освобождает территорию двора. Подземный гараж также возможно будет подвергнут перепланировке, в нем, по предложению Юрия Лужкова можно сделать еще один минус первый уровень, получив места для автовладельцев из числа жильцов соседнего дома.

Инвестор очень просил оставить все как есть, иначе гостиница, сокращенная на 20 %, в которую уже вложены большие деньги, станет нерентабельной. Жильцы уступать не собираются, справедливо опасаясь, что 3-я очередь «Усадьбы - центр», имея площадь только наземной части 8 000 кв.м. (а жилой дом 6 000 кв. м.), просто задавит их дом с квартирами с односторонней ориентацией, и лишит их так небольшого благоустройства. В дело вмешались и представители культуры, заметив, что перекраивание такого уникального уголка старой Москвы может привести к его полному исчезновению. Здесь, находятся усадьба XVIII века, каре домов XIX века, дом, построенный А.В. Щусевым. Председатель Москомнаследия Валерий Шевчук подтвердил, что опасения охранителей московской старины справедливы, т.к. все эти уникальные постройки по Вознесенскому переулку (дом 18 и дом 20) действительно попадают в сферу влияния разросшегося делового комплекса, что, безусловно, требует корректировки проектного предложения.

Мэр потребовал, чтобы в течение ближайшего месяца был определен список всех работ, необходимых для защиты исторических объектов и «с этими коррективами был проведен разговор с жителями». Далее Юрий Лужков заявил, что если жильцы предъявят весомые доказательства того, что строительство ухудшит их условия жизни, тогда оно,  несомненно, будет прекращено; «…если же не увижу существенных доводов, решение будет принято в пользу инвестора».

Последний вынесенный на обсуждение вопрос касался строительства здания еврейского общественно-культурного комплекса и общинного центра, для которых город выделил участок рядом с московской синагогой, между Б. Спасоглинищевским и Петроверигским переулками. Показывая проект, Александр Кузьмин пожаловался на то, что члены двух разных общин не могут договориться друг с другом и единого проекта так и не представили, а дали два проекта, причем с большим превышением всех объемов, высот и допустимых площадей. В процессе обсуждения выяснилось, что для этого участка до сих пор нет АРИ, то есть не определены те самые высотные и объемные ограничения, которые нарушены с проектах. Тем временем архитектурные проекты доведены уже до высокой степени детализации. Юрий Лужков пригрозил, что если в течение месяца общины не договорятся между собой, он отнимет участок у обеих и напомнил случай с Востряковским кладбищем, где он поступил именно так – пригрозил, и за месяц общины договорились. Земли в 0, 51 га достаточно даже для нескольких общин, поэтому высотность здания, конечно, надо изменять, и пока в таком виде проект не проходит. Мэр распорядился немедленно подготовить АРИ и решить растянувшийся спор в течение месяца.

Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет. Фотографии: Ю. Тарабарина, Н. Коряковская
zooming
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Макет
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., . Фото: Ю. Тарабарина
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Аэрофотосъемка.
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Генплан.
Многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс». Проектная организация «БРТ РУС». Арх. Тегерани Х., Горачек Р., Паули Э., Тарасов М. Транспортная схема.
«Сетунь-Хиллс». Схема «экологических троп» – навесных дорожек и мостов над травой
«Сетунь-Хиллс». Разрезы и функциональное зонирование. Подземные ярусы отведены гаражам, первые этажи – торговле, верхняя часть – в основном офисам, однако в большом корпусе присутствует и гостиница
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити», ЦАО, ЗАО, САО, СЗАО.
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити»
Территориальная схема развития территории, прилегающей к ММДЦ «Москва-Сити». Функциональное назначение территорий
Торговый комплекс на пересечении проспекта Академика Сахарова и улицы Садово-Спасская. Проектная организация ЗАО «Р.О.М.И.Р.» Арх. Дубровский О. Л., Нащокина Л. Б., Скумс О. И., Грицкевич Е. А. Макет.
Строительство 3-й очереди делового комплекса «Усадьба -центр» по Вознесенскому переулку. Гостиничный комплекс с подземной автостоянкой. ГУП «Моспроект-2» им. М. В. Посохина, мастерская № 11. Арх. Арендарук С.А., Емцов Н. В., Думбре Е. А. Макет.
«Усадьба -центр», Вознесенский переулок. Слева – 1 и 2 (построенные) очереди, справа – планируемая 3 очередь (гостиница)
zooming
«Усадьба -центр» (3 очередь), Вознесенский переулок
zooming
«Усадьба -центр» (3 очередь)
Два варианта еврейского общинного центра в Спасоглинищевском пер. Моспроект-2, маст. №5, арх.Леонов М.Г., Подольская Н.И.
Архитектор:
Хади Техрани
Проект:
Комплекс «Сетунь-Хиллс»
Россия, Москва

2007 — 2008

06 Марта 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.