Игры российского рынка. (от шашек – к шахматам). Ирина Коробьина, директор ЦСА

Краткая история отечественного девелопмента (текст из каталога российского павильона на XI биеннале архитектуры в Венеции

mainImg

Вспоминается застойное советское время. Застой во всем – и в архитектуре. Профессия в полном упадке. По рельсам индустриального домостроения сходят бесконечные тиражи типовых домов. Архитектурный цех  переживает глубокую депрессию. Архитекторы эмигрируют в чужие страны и смежные профессии. Оставшиеся верными своей доле пьют и мечтают о чуде. О том, что вместо бездушного, анонимного, безликого заказчика в лице государственной машины, руководствующейся тупыми нормами и правилами, появится живой человек – со своим характером, желаниями, представлениями. Этот новый заказчик, будет яркой и самобытной личностью и ему потребуется такая же яркая и самобытная архитектура.
Нам повезло – чудо свершилось! На наших глазах произошла смена формаций, которая повлекла за собой приход рыночной экономики и новых заказчиков, тех самых из плоти и крови. И что же?

В советское время страна руководствовалась установкой, что новое строительство  осуществляется по единому плану, который в форме директив, законов и жестких регламентаций должен решать все проблемы городского развития. Такой подход несколько дискредитировал себя еще в 70-80 х.  Сегодняшние реалии опрокидывают саму его возможность. При капитализме город превращается в некое «игровое поле», где действуют множество сил, вектор интересов которых направлен в совершенно противоположные стороны.

Главные игроки разбиваются на три лагеря – архитекторы, заказчики, власти. От них, в первую очередь, зависит, какой будет новая архитектура и какое направление примет процесс городского развития. Есть еще, конечно, городское сообщество, но оно, в России практически никогда ничего не решало и не решает. Заказчики, в свою очередь, представляют собой довольно сложный и разобщенный лагерь. Есть заказчики государственные, осваивающие федеральные и муниципальные бюджеты, есть заказчики, выросшие из советских СУ (строительных управлений), УКСов (управлений капитального строительства) и всякое-разное-Строев, приватизированных после Перестройки, и, наконец, есть частные инвесторы, вкладывающие в строительство свои собственные деньги.  Эти последние чаще всего идут с тесной связке с девелоперами, либо являются и девелоперами, и инвесторами в одном лице, то есть активнейшими участниками городского развития, которое немыслимо без ярких харизматичных личностей.

Короткая история отечественного  девелопмента насчитывает как минимум 3 этапа. Первый, «шальной» этап  возник одновременно с перестроечными реформами как частные инициативы предприимчивых людей,  работавших, в основном, с чужими деньгами и исключительно на энтузиазме, интуиции и личном обаянии.  Конечно, не обошлось без криминальных элементов, разного рода ошибок, злоупотреблений и нарушений. Но главный итог их деятельности был оптимистичен – для всех стало очевидным, что этот вид бизнеса в России перспективен и он интересен инвесторам. Второй этап, приходящийся на конец 90-х годов, характеризуется появлением крупных девелоперских структур, многие из которых начинают в той или иной степени  интегрироваться с административными ресурсами.  Это проявляется и в соединение бюджетного и частного финансирования в строительстве крупных объектов, и в личном гласном или негласном участии чиновников в деятельности корпораций, и в лоббировании определенных интересов. Между тем, уже наступил третий этап – время мощных корпораций, обрастающих все новыми функциями, и стремящихся разделить городские территории на зоны влияния. Инвестиционно-девелоперские  компании – не просто игроки, они реальная сила, поднимающая рынок.  Сегодня появилась надежда на стабильное взаимодействие «игроков», что собственно и является главным признаком перехода от «базара» к рынку.

Правила игры
Ни одна игра не бывает без правил. Отсутствие или невнятность правил  превращается ее в хаос, где на коротких дистанциях вроде бы появляются однодневные победители, но, по большому счету, проигрывают все – теряя время и загоняя себя в тупики. В результате страдает город. Так, проектирование дорог, связывающих восток и запад Москвы в обход исторического центра, столкнулось с трудноразрешимой проблемой: места, где возможно устройство многоуровневых развязок, оказались уже застроенными коммерческим жильем. Это означает, что одна из реальных мер решения транспортной проблемы требует нереально высоких затрат на выкуп недвижимости, то есть, в ближайшем будущем неосуществима.

Главные проблемы рынка – отсутствие долговременных перспектив в принятии решений, заниженная планка частных интересов, игнорирование интересов общества.

По идее, правила должны формулироваться властями, опирающимися на рекомендации профессионалов – градостроителей.  Однако, единственный инструмент, оставшийся нам в наследство от советского времени - генеральное планирование -- в условиях рынка теряет смысл: нет не только гарантий, но и реальных рычагов выполнения его предписаний. Генеральное планирование подразумевает создание идеальных моделей городской среды, что характерно для авторитарных общественных систем. Сегодня оно декларирует стремление к  выстраиванию диалога с собственниками по поводу развития городов, однако в отсутствие единой концепции городского развития, единой «игры» не получается – кто-то играет в шашки, а кто-то в регби. Очевидно, что шахматистов среди «игроков» пока нет – стратегические решения, учитывающие долгосрочные градостроительные перспективы, практически отсутствуют. Весь опыт Пост-перестроечного развития городов России построен на удовлетворении сиюминутных интересов участников игры, подстегиваемых психологией «коротких денег». Отсюда и случайная застройка свободных или специально освобождаемых территорий, и резкое отставание развития транспортно-дорожных коммуникаций от коммерческого строительства, и тотальное сокращение исторической среды, общественных пространств, экологических ресурсов.

Интересный пример: в Москве вдруг неожиданно стали скупаться промышленные территории внутри города крупными фирмами. Мэр Юрий Лужков был очень возмущен: кто виноват, что скупили столько городских территорий? Было объявлено служебное расследование.  Выяснилось, что «виноват» Генплан. Инвесторы очень хорошо выучили этот документ и скупают территории,  предназначенные к реорганизации. В то время, как город должен был оставить эти земли за собой для развития собственных нужд.

Совершенно очевидно, что время требует новых инструментов интенсификации и регулирования градостроительных процессов. Развитые капиталистические страны давно отказались от генерального планирования и перешли к разработке стратегий городского развития на уровне архитектурного проектирования. Они решают урбанистические задачи, опираясь на конкретные проекты с целью – увязать интересы всех участников градостроительного процесса, отстаивая интересы города.  Чем сильнее городские власти, тем выше горизонт принятия решений, в основе которых потребности социума.

Представляется, что продвинутые девелоперские корпорации, возглавляемые достаточно молодыми, умными и амбициозными людьми, могли бы выступать полноценными и результативными партнерами в реализации стратегий городского развития, как это происходит на Западе. Не случайно масштабы их строек растут и  выходят все больше на градостроительный уровень. Сегодня они уже обсуждают возможности строительства новых  городов.   

Однако, в отсутствие стратегического планирования, равно как и специалистов – носителей нового градостроительного мышления –  и архитекторам и девелоперам трудно думать о перспективах городского развития. Сознание архитектора сужается до решения проектной задачи  в рамках объекта. Сознание девелопера априори направлено на выполнение собственного бизнес-плана. Масштаб личности и того и другого подавляется необходимостью борьбы за «свой интерес» – игра мельчает.
Только люди, обладающие высоким гражданским сознанием, Богом данным талантом или большими амбициями, пытаются выходить за рамки линейных интересов и думают об архитектурном качестве. А много ли таких?

Архитектурное качество
Анализ качества современной российской архитектуры показывает, что почти все, достигшее уровня мирового  мейн-стрима,  делается на частные деньги. Поверить, что государственная структура может создать что-то хорошее, трудно.  Чем крупнее заказ, чем выше статус заказчика, тем сложнее идет проект – больше вышестоящего начальства и согласующих инстанций, больше разного рода интересов, в последнюю очередь преследующих проблему качества, слабее контроль над освоением средств на реализацию. Архитектору очень сложно противостоять этой махине. Понятие личной ответственности и заинтересованности в результате дезавуируется. Это случилось, например, со столичными строками века, так называемыми Grand Projects Юрия Лужкова – ТЦ Охотный ряд, Храмом Христа Спасителя, реконструкцией Большого театра и др.

Для архитектуры появляется шанс, когда и у заказчика, и у архитектора есть интерес к жизни, кураж и драйв к участию в игре. Только личная заинтересованность способна преодолеть болото пагубных обстоятельств. Успех во многом зависит от способности заказчика к командному мышлению, которым архитектор владеет по роду своей «коллективной» профессии. Личность архитектора - профессионала, знающего как формировать новую жизненную среду, и априори стремящегося делать это на пределе возможностей, просто обязана задавать идеологию этого сотрудничества. Однако, девелопер-заказчик – всегда хозяин положения. Многие блестящие проекты провалились из-за жадности и недальновидности партнеров. Тем не менее, позитивных примеров не мало. Очень результативными оказались «пары», где архитектор с заказчиком стали единомышленниками, выигравшими битву за качество проекта и его реализации – они в первую очередь и выставляются в русском павильоне на биеннале.   

Во внеплановом хозяйстве без девелопера ничего не происходит. Иностранный термин в переводе звучит, как «развиватель». В русском языке такого слова нет, самое близкое - «подвижник», но оно означает бескорыстие. А девелопер – бизнесмен, направляющий инвестиционные потоки с целью извлечения прибыли. Он является посредником и активным участником аккумуляции сил и формирования структур, необходимых для новых и новых проектов и их реализации, он добивается результата от всех участников процесса. Этой важнейшей профессии не учат в институте, а пора бы. Необходимо ввести новую специализацию в МАРХИ или, как минимум, открыть архитектурные курсы «повышения квалификации девелоперов», цель которых привить им понимание природы архитектуры, что, несомненно, облегчит процесс взаимодействия с архитекторами. Ждать подвижничества от девелопера – утопия. Однако, стратегически точные решения заставляют его направлять свою энергию, таланты и ресурсы в нужное русло. Тогда он сам и его деятельность приобретает высокую социальную значимость и становится жизненно необходимой своему городу, региону, стране.

Сегодня перед Россией, являющейся одной из самых активных архитектурно-строительных площадок мира, стоит задача выстраивания грамотной диспозиции  «игроков» и  правил их взаимодействия. Для этого нужно ни много, ни мало – внедрение нового градостроительного сознания, направленного на разработку стратегического мышления в выборе путей городского развития; принципиальная позиция властей, отстаивающих интересы города и его жителей;  возможность прямого диалога профессионалов-архитекторов с властью; и воспитание нового поколения девелоперов - с обостренным чувством репутации и высоким гражданским сознанием.

Ирина Коробьина

13 Августа 2008

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.