Два сообщества и один конкурс

За прошедшие две недели в блогосфере появились два новых ресурса – сообщество защитников здания Детского мира на Лубянке и интерактивная карта памятников Екатеринбурга. Жители уральской столицы также активно обсуждают «горячие точки» нового строительства, а участники сообщества «Архитектурное наследие» – последствия реставрации Кижей. Об этих и других новостях блогов читайте в нашем новом обзоре.

mainImg
На этой неделе стартовал международный открытый конкурс проектов реконструкции московского кинотеатра «Пушкинский». Его проводит компания DuPont совместно с Союзом архитекторов России, Британским Королевским Институтом Архитекторов, проектом Architizer.com и компанией «КАРО Фильм». Цель конкурса, проходящего под девизом «Changing the face», – кардинальная смена образа всем известного объекта. Правда, в данном случае речь идет, скорее, о состязании концепций. Как пишет блоггер pisma_sebe, предметом одного из предыдущих конкурсов «Сhanging the face» был римский Колизей: «Ни у кого не возникло мысли, что один из проектов может быть реализован». Соответственно, и конкурсанты могут ни в чем себе не отказывать: один из участников, например, предложил замаскировать Колизей под… гигантскую кофейную чашку.

Впрочем, очевидно, что далеко не все поняли концептуальную природу данного конкурса. «Как и следовало ожидать, многие не верят или не понимают, что это только игра», – отмечает pisma_sebe, рассказывая, что участники пресс-конференции, посвященной официальному старту состязания, неоднократно спрашивали организаторов, будет ли реконструировать по проекту победителя знаменитый кинотеатр. А СМИ тут же дружно опубликовали сообщения о грядущей реконструкции.

А вот реконструкция другого легендарного московского здания – Детского мира на Лубянке – давно перестала быть лишь умозрительной концепцией. Новый собственник (напомним, теперь им стала компания «Система Галс») начал год с диалога с общественностью, рассчитывая убедить защитников наследия в необходимости ломать здание Детского мира по причине ненадежноти его конструкций. В январе «Система Галс» провела встречу с представителями «Архнадзора» и защитниками здания Детского мира, а недавно – анонсировала создание сообществ в «Живом журнале» под названием za_detskiy_mir. Там планируется выкладывать новости и уникальную информацию о проекте. «Они все время показывают одну и ту же трещину в стене» – комментируют деятельность собственников координаторы «Архнадзора». Защитники здания в свою очередь предлагают провести повторную инженерную экспертизу, чтобы подтвердить или опровергнуть мнение собственника о ненадежности конструкций. Как нам стало известно от координаторов общественного движения, к настоящему моменту уже как минимум два инженера подтвердили надежность конструкций здания Детского мира. Позицию сторонников сохранения подлинного здания Душкина поддерживает сообщество «Моя Москва» – здесь опубликован подробный и устрашающий фоторепортаж с одной из недавних экскурсий по интерьерам здания.

Печальную участь московского Детского мира в Екатеринбурге в ближайшее время может разделить здание бывшей товарной биржи на улице Вайнера, 9 или т.н. «Пассаж». Региональный памятник архитектуры 1916 года постройки тоже собираются реконструировать под современный торговый центр. Недавно в сети появились эскизы проекта, не оставившие сомнений в том, что здание будет перестроено до неузнаваемости. Блоггер Леонид Волков (leonwolf) называет «Пассаж» в числе четырех «болевых точек» Екатеринбурга: «Никакой законной возможности его перестраивать нет, поскольку «Пассаж» является памятником истории культуры. Точно также невозможно расширение «Пассажа» (при котором площадь торговых площадей возрастает в десять раз) на территорию прилегающего сквера». С другой стороны, leonwolf признает, что для торгового центра памятник действительно слишком мал: чтобы его сохранить, автор предлагает подыскать зданию другую функцию. В ответ на это блоггер nazbol_rost (Ростислав Журавлев) возражает, что из «Пассажа» вполне можно сделать «центр современного искусства, для молодых художников или музыкантов, да кого угодно. Пусть там инсталляции делают, кинотеатр концептуального кино небольшой будет и все все вместе... Большой дом для малых арт групп».

А в блоге Дмитрия Колезева теперь можно посмотреть, где еще в Екатеринбурге ожидать появления подобных ТЦ. Тут опубликована карта перспективного строительства крупных точек торговли в городе, зеленые точки на ней – это именно те участки, что будут предлагать в мэрии желающим строить новые торговые комплексы. Для любителей исторического Екатеринбурга, в свою очередь, появилась подробная карта всех сохранившихся дореволюционных домов города. Здесь есть фотографии и описания зданий, так что прогуляться исторической столице Урала можно, не выходя из дома. По словам одного из авторов ресурса Аркадия Истомина, сайт brodyaga.com – это попытка зафиксировать исчезающий пласт города: «Такое впечатление что мы, Екатеринбург, уходим куда-то в сторону американо-азиатской концепции жизни в автомобиле. Дороги все шире, стоянки все огромнее, пешеходных возможностей всё меньше. Естественно, что маленькие старинные домики в эту схему не вписываются, они не нужны и не заметны в авто-жизни». Полностью интервью Аркадия Истомина читайте на портале Arch 66.

Наверное, одной из самых острых тем в сфере сохранения памятников в последние две недели были Кижи. Сразу у нескольких блоггеров, а также в ряде СМИ появились сообщения о том, что знаменитая Преображенская церковь, как вдруг выяснили реставраторы, сгнила. Блоггер starij_abramych считает, что произошло это не неожиданно, и в доказательство приводит протоколы комиссии ЮНЕСКО по Кижам, предписания которой до сих пор игнорировались. Автор считает, что от экспертов скрывают реальное положение дел, «произвольное освоение бюджетных средств и дурную «реставрацию», проводимую дружественным подрядчиком». Ситуацию с результатами реставрационных работ, между тем, не проясняет ни официальный сайт музея-заповедника, ни интервью главного архитектора Кижей. Независимый и профессиональный анализ сложившейся сиутации можно найти в блоге Сергея Куликова, бывшего главного архитектора музея-заповедника.

А вот появление очередной «горячей точки» в московском списке – усадьбы Люблино – похоже, не подтвердилось. Информация впервые появилась на сайте Москомнаследия (к слову, комитет в последнее время развел в сети бурную деятельность, теперь у него, помимо собственного обновленного сайта и блога, есть также странички в facebook и twitter), в которой сообщалось, что решение Таганского районного суда Москвы по выводу части ансамбля подмосковной усадьбы «Люблино» из государственного реестра, будет обжаловано. Информация тут же распространилась в ряде СМИ, причем в качестве «жертвы» указывали всю усадьбу «Люблино», тогда как на самом деле речь идет о флигеле театральной школы. Ясность внес блоггер lugerovski (Михаил Коробко), до этого подробно описывавший усадебный ансамбль: «Все сразу представляют, как с охраны снимают шикарный интерьерный дом бригадира Н.А. Дурасова и обшивают его сайдингом. Как я понимаю, этот текст – очередная журналистская глупость, речь вообще не о дурасовском доме, а без него снять Люблино с госохраны как усадьбу невозможно».

Отметим также небольшой пост координатора «Архнадзора» Александра Можаева на Грани.ру, посвященный питерским коллегам по градозащитному движению. Обе организации – «Архнадзор» и «Живой Город», пишет Можаев, родились из стремления объединить усилия разрозненных групп и действовать более целенаправленно. Укрупнение привело к успеху – не пора ли создать еще более масштабное, межрегиональное объединение? По крайней мере, первый день общих всероссийских действий, организованный «Архнадзором» осенью 2010 года прошел успешно, и движение, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом.

Завершить же сегодняшний обзор блогов хочется не только на оптимистичной, но и на шутливой ноте, поэтому предлагаем вашему вниманию рейтинг десяти самых распространенных заблуждений об архитекторах, составленный блоггером arxitect. Действительно ли архитекторы так богаты, экстравагантны, мечтательны и сексуальны, как это им приписывает народная молва? Ответы на эти и другие вопросы можно найти на страничке «Архи Альтернативы».
zooming
zooming
«Пассаж» в Екатеринбурге. Фото: деловой квартал
zooming
Интерактивная карта дореволюционных домов Екатеринбурга с сайта http://www.brodyaga.com/

11 Февраля 2011

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.